II СЕМЕСТ Р
УРОК 37
Тема. Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквами е, е, ю, я, ь, и
Цель: обобщать знания учащихся об обозначении на письме мягкости согласных звуков последующими буквами; развивать мышление, умение обобщать, анализировать изучаемый материал; воспитывать интерес к изучению языка.
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Актуализация опорных знаний учащихся
– Какие звуки вы знаете? Назовите их.
–
И, м, з, а; с, в, о, о, л; н, и, к, г, а; в, о, е, е, р, д; г, е, с, н.
IV. Работа по теме урока
1. Прочитайте пары слов
СЫн СИнь
ВОл ВЕл
САд СЯдь
КРУг кРЮк
ЖаР жаРЬ
– Произнесите звуки, обозначенные на письме выделенными буквами в каждой паре.
В каком слове вы произнесли твердый звук, а в каком – мягкий? Какие буквы употребляются для того, чтобы передать на письме твердость и мягкость согласных звуков?
– Мягкость согласных на письме обозначается
2. Прочитайте
Дятел, заяц, лев, синица, куница, тюлень, морж.
– Выпишите сначала слова, в которых первый звук твердый, а затем слова, в которых первый звук мягкий. Подчеркните буквы, обозначающие мягкость согласных звуков.
3. Прочитай. Запомни!
Звуки [ж], [ц], [ш] – твердые.
Звуки [й’], [ч’], [ш’ч’] – мягкие.
Читай. Следи за правильным произношением.
Шила, жир, мыши, ножи, станция, чаша, стучу, чаща, щавель, чулок, сойка, щука, слойка.
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
С. Маршак
– Назовите буквы, обозначающие только мягкие согласные звуки.
– А какие буквы обозначают только твердые звуки?
4. Прочитайте
– Знаешь ли ты, сколько месяцев в году?
– Двенадцать.
– А как они называются?
– Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
Запишите названия месяцев по временам года.
Зима: декабрь, …, … .
Весна: март, …, … .
Лето: июнь, …, … .
Осень: сентябрь, …, … .
Проверьте, правильно ли вы написали. Подчеркните ь и букву, которая перед ним стоит. Какой звук обозначают эти буквы?
5. Давайте поиграем
Игра “Кто больше?”
Комментарий: за определенное время играющие должны подобрать наибольшее количество пар слов, у которых одни и те же согласные произносятся твердо и мягко (воз – вез, воды – води, нас – нес, угол – уголь).
6. Найдите в каждом слове другое слово
Смех, экран, олень, клещ, мель, снаряд, кремень, град, коса, хлев, уточка, щель, укол.
– Прочитайте получившиеся слова. Составьте звуковые модели двух слов (на выбор).
7. Прочитай! Улыбнись!
ЖИВАЯ ШЛЯПА
Котенок играл и сбросил шляпу. Шляпа накрыла Ваську. Увидали малыши, испугались. Живая шляпа по полу ползет! Убежали дети в кухню. Вадик стал от дверей картошкой в шляпу стрелять.
Сбил Вадик шляпу. А котенок к ребятам бежит: “Мяу!”
– Спишите концовку текста. Подчеркните буквы, обозначающие мягкость согласных.
V. Итог урока
– Какими буквами на письме обозначается мягкость согласных?
– Назовите согласные, которые всегда твердые; всегда мягкие.
VI. Домашнее задание