II СЕМЕСТР
УРОК 44
Тема. Твердые и мягкие согласные. Условное обозначение мягких согласных. Моделирование слов
Цель: учить учащихся распознавать твердые и мягкие согласные, составлять звуковые модели слов; развивать наблюдательность, умение сравнивать; стимулировать познавательную активность школьников; воспитывать интерес к изучению языка.
Оборудование: фишки с обозначением звуков, предметные рисунки, схемы слов, зеркала.
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Актуализация
1. Беседа
– На прошлом уроке мы говорили о дружбе.
Скажите, а кто такой настоящий друг?
– Есть ли у вас друзья?
– Кто знает пословицы или поговорки о дружбе?
– А как вы понимаете выражения: “Нет друга – ищи, а нашел – береги”; “Все – за одного, один – за всех”?
2. Слушание стихотворения Я. Л. Акима “жадина”
ЖАДИНА
Кто держит
Конфету свою
В кулаке,
Чтоб съесть ее
Тайно от всех
В уголке,
Кто, выйдя во двор,
Никому из соседей
Не даст
Прокатиться
На ве-
Ло-
Си –
Педе,
Кто
Резинкой,
Любою безделицей
В классе
Ни с кем
Ни за что
Не поделится,-
Имя тому
Подходящее дадено,
Даже не имя,
А прозвище:
Жадина!
Жадину
Я ни о чем
Не прошу.
В гости я
Жадину
Не приглашу.
Не выйдет из жадины
Друга хорошего,
Даже приятелем
Не назовешь его.
Поэтому –
Честно, ребята, скажу –
С жадными
Я никогда
Не дружу!
Я. Аким
– Вы бы хотели, чтобы у вас был такой друг? Почему?
– Почему некоторых детей (а иногда – и взрослых) называют жадиной?
– Почему “не выйдет из жадины друга хорошего”?
3. Работа с текстом В. А. Осеевой “Три товарища”
Учитель. Послушайте еще одну историю, которая произошла с товарищами. Чтение рассказа учителем.
ТРИ ТОВАРИЩА
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
– Почему ты не ешь? – спросил его Коля.
– Завтрак потерял.
– Плохо,- сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба.- До обеда далеко еще!
– А ты где потерял? – спросил Миша.
– Не знаю. – тихо сказал Витя и отвернулся.
– Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть,- сказал Миша.
А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
– Бери, ешь!
В. Осеева
– Что случилось с Витей?
– Как повел себя Коля? Миша?
– А что сделал Володя?
– Как вы думаете, кто их них – настоящий товарищ?
В таких случаях говорят: “Кто скоро помог, тот дважды помог”.
III. Сообщение темы и задач урока
Учитель. Сегодня мы познакомимся с твердыми и мягкими согласными звуками, научимся их обозначать с помощью знаков, будем складывать звуковые модели.
IV. Работа по теме урока
1. Наблюдение над произношением
– Произнесите слово лук. Назовите в нем последовательно звуки. Какие из них гласные, какие – согласные?
– Произнесите слово люк. Назовите в нем последовательно звуки. Какие из них согласные?
– Произнесите оба слова: лук – люк. Одинаково ли произносятся согласные в этих словах?
– Произнесите звуки [л] – [л’] перед зеркалом. Проследите за языком.
– Когда произносим звук [л], то кончик языка прижимаем к верхним зубам, а когда произносим звук [л’] – то среднюю часть языка прижимаем к небу. Сравните эти звуки. Какой вывод можете сделать? (Звук [л] – твердый, [л’] – мягкий.)
– Произнесите попарно звуки [п] – [п’], [с] – [с’], [т] – [т’].
– Так какими могут быть согласные звуки?
2. Условное обозначение звуков
Учитель. Твердые согласные обозначаем одной черточкой _, а мягкие – двумя =.
3. Игра “распознай звук” (работа с картинками)
Лиса – лошадь;
Медведь – машина;
Бинокль – барабан.
Задание
– Назовите каждый предмет в паре.
– Произнесите первый звук каждого слова в паре.
– Чем эти звуки различаются?
– В каких словах первый согласный звук мягкий? В каких – твердый?
4. Распознавание мягких согласных
Комментарий: учитель называет слова. Учащиеся выделяют только мягкие согласные.
Слова: дети, ветки, деревья, зима, трава, песок, вода, радуга, небо, лист.
5. Игра “образуй слоги с мягкими согласными”
Комментарий: учитель называет слоги: лу, но, са, ды, ва. Учащиеся образовывают соответственно: лю, не, ся, ди, вя.
6. Моделирование слов
Учащиеся складывают звуковые модели слов лето, зима, мел, лес, конь.
– Назовите последовательно звуки. Какие из них – мягкие согласные? Какие – твердые?
V. Итог урока
– Что нового узнали на уроке?
– С какими звуками познакомились?
– Как они условно обозначаются?