Твердые и мягкие согласные. Условное обозначение мягких согласных. Моделирование слов

II СЕМЕСТР

УРОК 44

Тема. Твердые и мягкие согласные. Условное обозначение мягких согласных. Моделирование слов

Цель: учить учащихся распознавать твердые и мягкие согласные, составлять звуковые модели слов; развивать наблюдательность, умение сравнивать; стимулировать познавательную активность школьников; воспитывать интерес к изучению языка.

Оборудование: фишки с обозначением звуков, предметные рисунки, схемы слов, зеркала.

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

II. Актуализация

опорных знаний учащихся

1. Беседа

– На прошлом уроке мы говорили о дружбе.

Скажите, а кто такой настоящий друг?

– Есть ли у вас друзья?

– Кто знает пословицы или поговорки о дружбе?

– А как вы понимаете выражения: “Нет друга – ищи, а нашел – береги”; “Все – за одного, один – за всех”?

2. Слушание стихотворения Я. Л. Акима “жадина”

ЖАДИНА

Кто держит

Конфету свою

В кулаке,

Чтоб съесть ее

Тайно от всех

В уголке,

Кто, выйдя во двор,

Никому из соседей

Не даст

Прокатиться

На ве-

Ло-

Си –

Педе,

Кто

мелом,

Резинкой,

Любою безделицей

В классе

Ни с кем

Ни за что

Не поделится,-

Имя тому

Подходящее дадено,

Даже не имя,

А прозвище:

Жадина!

Жадину

Я ни о чем

Не прошу.

В гости я

Жадину

Не приглашу.

Не выйдет из жадины

Друга хорошего,

Даже приятелем

Не назовешь его.

Поэтому –

Честно, ребята, скажу –

С жадными

Я никогда

Не дружу!

Я. Аким

– Вы бы хотели, чтобы у вас был такой друг? Почему?

– Почему некоторых детей (а иногда – и взрослых) называют жадиной?

– Почему “не выйдет из жадины друга хорошего”?

3. Работа с текстом В. А. Осеевой “Три товарища”

Учитель. Послушайте еще одну историю, которая произошла с товарищами. Чтение рассказа учителем.

ТРИ ТОВАРИЩА

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

– Почему ты не ешь? – спросил его Коля.

– Завтрак потерял.

– Плохо,- сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба.- До обеда далеко еще!

– А ты где потерял? – спросил Миша.

– Не знаю. – тихо сказал Витя и отвернулся.

– Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть,- сказал Миша.

А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

– Бери, ешь!

В. Осеева

– Что случилось с Витей?

– Как повел себя Коля? Миша?

– А что сделал Володя?

– Как вы думаете, кто их них – настоящий товарищ?

В таких случаях говорят: “Кто скоро помог, тот дважды помог”.

III. Сообщение темы и задач урока

Учитель. Сегодня мы познакомимся с твердыми и мягкими согласными звуками, научимся их обозначать с помощью знаков, будем складывать звуковые модели.

IV. Работа по теме урока

1. Наблюдение над произношением

– Произнесите слово лук. Назовите в нем последовательно звуки. Какие из них гласные, какие – согласные?

– Произнесите слово люк. Назовите в нем последовательно звуки. Какие из них согласные?

– Произнесите оба слова: лук – люк. Одинаково ли произносятся согласные в этих словах?

– Произнесите звуки [л] – [л’] перед зеркалом. Проследите за языком.

– Когда произносим звук [л], то кончик языка прижимаем к верхним зубам, а когда произносим звук [л’] – то среднюю часть языка прижимаем к небу. Сравните эти звуки. Какой вывод можете сделать? (Звук [л] – твердый, [л’] – мягкий.)

– Произнесите попарно звуки [п] – [п’], [с] – [с’], [т] – [т’].

– Так какими могут быть согласные звуки?

2. Условное обозначение звуков

Учитель. Твердые согласные обозначаем одной черточкой _, а мягкие – двумя =.

3. Игра “распознай звук” (работа с картинками)

Лиса – лошадь;

Медведь – машина;

Бинокль – барабан.

Задание

– Назовите каждый предмет в паре.

– Произнесите первый звук каждого слова в паре.

– Чем эти звуки различаются?

– В каких словах первый согласный звук мягкий? В каких – твердый?

4. Распознавание мягких согласных

Комментарий: учитель называет слова. Учащиеся выделяют только мягкие согласные.

Слова: дети, ветки, деревья, зима, трава, песок, вода, радуга, небо, лист.

5. Игра “образуй слоги с мягкими согласными”

Комментарий: учитель называет слоги: лу, но, са, ды, ва. Учащиеся образовывают соответственно: лю, не, ся, ди, вя.

6. Моделирование слов

Учащиеся складывают звуковые модели слов лето, зима, мел, лес, конь.

 Твердые и мягкие согласные. Условное обозначение мягких согласных. Моделирование слов

– Назовите последовательно звуки. Какие из них – мягкие согласные? Какие – твердые?

V. Итог урока

– Что нового узнали на уроке?

– С какими звуками познакомились?

– Как они условно обозначаются?


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Твердые и мягкие согласные. Условное обозначение мягких согласных. Моделирование слов - Плани-конспекти уроків по російській мові


Твердые и мягкие согласные. Условное обозначение мягких согласных. Моделирование слов