УРОК № 63
Тема. Вопросительные местоимения. Развитие речи. Культура речи. “…Белых яблонь дым”
Цель: дать учащимся представление о вопросительных местоимениях; сформировать навыки распознавать и использовать в речи вопросительные местоимения; работать над развитием и культурой речи.
Оборудование: учебник, учебные тексты.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Проверка домашнего задания.
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Беседа с классом.
– Назовите
Эти слова и являются вопросительными местоимениями.
Вопросительные местоимения кто и что изменяются по падежам, как существительные.
Местоимения какой, который изменяются по падежам, родам и числам, как прилагательные больной и добрый, а местоимение чей – как прилагательное лисий.
2. Выявление восприятия. Тренировочное упражнение.
1) Просклоняйте устно вопросительные местоимения кто, что. Запишите их в именительном и родительном падежах.
2) Просклоняйте
Обозначьте в записанных словах условия выбора разделительного ь.
ІV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Тренировочное задание.
Прослушайте стихотворение. Найдите в тексте вопросительные местоимения и выпишите их. Какие предложения по цели высказывания образуются с помощью вопросительных местоимений?
Кто варежки пестрые вяжет,
Старинные песни поет?
Кто сказку такую расскажет,
Что снится всю ночь напролет?
Чьи волосы снега белее,
А руки желты и сухи?
Кого я люблю и жалею?
О ком сочинила стихи?
(Е. Благинина)
2. Работа с таблицей.
Склонение местоимения сколько
И. | Сколько | В. | Сколько |
Р. | Скольких | Т. | Сколькими |
Д. | Скольким | П. | О скольких |
Рассмотрите таблицу склонения местоимения сколько. На какой части слова стоит ударение во всех падежных формах?
3. Устное упражнение.
Просклоняйте устно словосочетания сколько скворцов, сколько гостей, соблюдая правильное ударение в слове сколько.
4. Диктант с дополнительным заданием.
Запишите предложения. На месте пропусков вставьте вопросительные местоимения. Какими по цели высказывания являются записанные предложения?
1) В… году ты родился? 2) … тебе лет? 3) … тебе было лет, когда ты научился читать? 4) … книги тебе нравятся больше всего? 5) … из литературных героев тебе хотелось бы подражать? 6) … ты обычно делаешь после того, как приготовишь уроки? 7) В… классе ты учишься? 8) … сегодня не было в классе? 9) … вызывали на первом уроке к доске? 10) … книгу ты взял в библиотеке? 11) … час? 12) … ответ оказался лучшим?
5. Творческое задание.
Составьте и запишите 4-5 предложений, с которыми вы обратились бы к другу, приехавшему из другого города. Используйте вопросительные местоимения.
V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ
1. Чтение текста.
(Учебник, с. 309.)
2. Лингвистическая работа с текстом.
1) Выписать из текста словосочетания (упр. 670).
2) Объяснить различие в употреблении однокоренных слов (упр. 671).
3) Объяснить значение выражения на основании контекста (упр. 672).
4) Дать ответы на вопросы по тексту с использованием вопросительных местоимений (упр. 673).
3. Работа с теоретическим материалом.
Понятие об эпиграфе. Чтение информации, с. 310.
4. Проблемный вопрос к учащимся.
Упр. 675.
5. Чтение текстов “Антоновские яблоки”, “Антоновка”.
6. Работа над умением выделять общее в разных текстах.
Упр. 676 (устно).
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить теоретический материал занятия 57. Упр. 669. Выучить наизусть стихотворение “Антоновка”.