СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
УРОК № 8
Тема. Значение и строение сложного предложения. Характер и средства связи между частями сложного предложения
Цель: углубить знания учащихся о простом и сложном предложении; научить распознавать сложное предложение в тексте и осмысливать его роль, устанавливать средства связи между частями сложного предложения; воспитывать культуру речи.
Оборудование: учебник, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Мелких чувств на свете не бывает – мелкими бывают
М. Алигер
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
ІІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Творческое наблюдение. (Использование эпиграфа.)
Мелких чувств на свете не бывает.
Мелких чувств на свете не бывает – мелкими бывают только души.
Вопросы учащимся:
1) Какое из данных предложений простое, какое сложное?
2) Как вы это определили?
3) Из чего состоят простые предложения?
4) Что является составными частями сложного предложения?
5) Прочитайте первое простое предложение в составе
2. Лингвистическое наблюдение.
– Сравните простые и сложные предложения по значению; какие из них дают ответ на вопрос: “Принес ли удовлетворение тренеру результат, достигнутый спортсменом?”
1) Спортсмен закончил соревнования с третьим результатом. Тренер был недоволен.
2) Спортсмен закончил соревнования с третьим результатом, и тренер был недоволен.
3) Спортсмен закончил соревнования с третьим результатом, однако тренер был недоволен.
4) Хотя спортсмен закончил соревнования с третьим результатом, тренер был недоволен.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа со статьей учебника.
(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)
2. Слово учителя.
Кроме простых предложений в нашем языке часто употребляются сложные, при помощи которых мы выражаем более развернутые суждения.
Сложные предложения – это конструкции, состоящие из двух или нескольких простых предложений.
Простые предложения в составе сложного не обладают интонационной законченностью и сливаются по смыслу и в произношении в одно целое. Например:
Где нет труда, там сады не цветут.
Волны звучали, солнце сияло, море смеялось.
По своему строению и значению сложные предложения очень разнообразны.
Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами:
1) При помощи интонации, союзов или союзных слов (относительных местоимений и наречий).
Дул ветер, и с горизонта надвигались стремительные, тяжелые облака. (Союз и)
Слишком долго я ждал встречи, чтобы радоваться ей. (Союз чтобы)
За стеной маленькой гостиной, где они сидели, слышалась музыка. (Союзное слово где)
2) При помощи интонации (без союзов и союзных слов).
Лето выдалось сырое и холодное, деревья были мокрые, все в саду глядело неприветливо, уныло.
Слабые люди выжидают благоприятных случаев – сильные их создают.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с учебником.
(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)
2. Лингвистическое моделирование.
– Используя простые предложения, составьте сложные.
1) Второй день небо затянуто тучами. Дождя все нет.
2) Сделал дело. Гуляй смело.
3) Солнце уже пряталось. На цветущей ржи растянулись вечерние тени.
4) С утра был солнечный день. К вечеру набежали тучи.
5) Оставаться в горах было опасно. Приближалась гроза.
– Какая мысль содержится в сложных предложениях и отличает их по смыслу от простых?
3. Индивидуальная работа.
– Запишите предложения, вставьте пропущенные буквы; укажите простые и сложные предложения.
Представьте себе, что вы в полном подводном снар..жении стоите на берегу одной из бухт Южного Крыма. Сделаете легкое дв..жение ластами, и перед вами откроется необыкновенный мир. Каскадом спускаются к морю пр..брежные скалы, ритм этого спуска сохр..няется и в глубине. В толще бирюзовой воды встают каменные гиганты, покрытые густой шапкой морской травы. Под водой м..няется наше привычное “земное” представление о расстояниях, и поэтому предметы уд..ленные всего на десять-пятна – дцать метров кажутся очень д..лекими. Скалы нав..сают и почти отвесно обрываются в пропасть, которая представляется бездонной. Кругом ц..рит полумрак, вода совершенно (не)подвижна. Все зам..рло в безмолви.. и поко.. .
– Как в сложных предложениях связаны простые предложения?
– Обозначьте грамматическую основу каждого предложения.
4. Работа с классом. Перевод.
– Переведите с украинского языка на русский язык; найдите сложные предложения, подчеркните грамматическую основу.
Багато є таємниць у світі. Мова – це одна з них. Здається, ми знаємо якесь слово, немовби розуміємо його. Проте все, що закладено в нього упродовж віків, нерідко не можемо повною мірою видобути. Потрібно докласти чимало зусиль, щоб заховане у слові постало перед нами у всій красі, глибині і неповторності.
З раннього дитинства і до глибокої старості людина невіддільно пов’язана з мовою. Це єдине знаряддя, що вивищує людину над світом, робить її нездоланною в пошуках істини.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа с учащимися.
1) Чем простое предложение отличается от сложного?
2) Что такое сложное предложение?
3) Как простые предложения соединяются в сложные? Вывод. Сложные предложения – это конструкции, состоящие из двух или нескольких простых предложений. Простые предложения в составе сложного не обладают интонационной законченностью и сливаются по смыслу и в произношении в одно целое.
Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами:
1) При помощи интонации, союзов или союзных слов (наречий и относительных местоимений).
2) При помощи интонации (без союзов и союзных слов).
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Прочитайте один из параграфов в учебнике истории (географии, биологии, физики) и подсчитайте количество простых и сложных предложений. Каких предложений больше? Почему? Выпишите три сложных предложения.
3. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.