СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
УРОК № 12
Тема. Знаки препинания. Синтаксический разбор сложносочиненных предложений
Цель: углубить знания учащихся о сложном предложении; закрепить навыки расстановки знаков препинания; развивать навыки синтаксического разбора; воспитывать культуру речи.
Оборудование: учебник, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Сколько голов, столько умов, а отвечать одной голове.
Русская пословица
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
(Учитель выборочно проверяет тетради.)
2. Работа в малых группах.
Общая тема “Знаки препинания в сложносочиненных предложениях”.
1 группа
– Составьте сообщение на тему “Запятая в сложносочиненном предложении с соединительными союзами” (можно предложить учащимся составить лингвистическую сказку, историю, рассказ на заданную тему); проиллюстрируйте сообщение собственными примерами.
2 группа
– Составьте сообщение на тему “Отсутствие
3 группа
– Составьте сообщение на тему “Сложносочиненное предложение с противительными союзами. Тире в сложносочиненном предложении” (можно предложить учащимся составить лингвистическую сказку, историю, рассказ на заданную тему); проиллюстрируйте сообщение собственными примерами.
4 группа
– Составьте сообщение на тему “Сложносочиненное предложение с разделительными союзами. Отличие сложносочиненных предложений от простых с однородными членами” (можно предложить учащимся составить лингвистическую сказку, историю, рассказ на заданную тему); проиллюстрируйте сообщение собственными примерами.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа со статьей учебника.
(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)
2. Слово учителя.
Порядок синтаксического разбора сложного предложения.
1) Определить, союзное или бессоюзное это сложное предложение.
2) Если предложение союзное, указать, сложносочиненное оно или сложноподчиненное.
3) Назвать простые предложения, входящие в состав сложного.
4) Выделить союзы и определить их значение.
5) Объяснить постановку знаков препинания.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с учебником.
(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)
2. Пунктуационный тренинг
После выполнения задания, учащиеся обмениваются тетрадями для взаимопроверки.
– Запишите предложения под диктовку; выделите грамматические основы.
1) Ночь уже ложилась на горы, и туман начинал бродить по ущельям.
2) Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво.
3) После грозы все блестело и сверкало и дышалось легко.
4) Луна светила очень сильно, однако ее свет с трудом пробивался сквозь туман.
5) Не то дым шел от костра, не то туман поднимался над болотом.
6) Второй удар о землю – и мы понеслись, подскакивая и подымая пыль, в кромешный мрак аэродрома.
7) Тропа выровнялась, побежала вперед, миновала последний ложок и привела караван к крутому обрыву.
8) На горе то расстилался лес малахитового оттенка, то тянулись курчавые заросли, то блестели на солнце травянистые поляны, то темнели прорези ущелий, или краснели скалы с орлиными гнездами.
– Устно выполните синтаксический разбор предложений (на выбор учителя).
3. Самостоятельная работа с текстом.
– Прочитайте текст; расставьте необходимые знаки препинания; выпишите предложения в такой последовательности: а) сложносочиненные предложения с простыми, соединенные союзом и; б) бессоюзные предложения; в) сложносочиненные предложения, в которых два простых имеют общий второстепенный член. Выполните синтаксический разбор 4 и 8 предложений.
Весна пришла
Все время держалась настоящая весенняя погода. По ночам подмораживало и звезды усеивали темное небо. В ночном воздухе чувствовалась легкая весенняя свежесть. А дни стояли солнечные и лес весь день рисовался на голубом безоблачном небе. С утра ветерок резко развевал дым над трубами караулки. Заря ярко краснела из-за черного леса. В затишье сильно пригревало и южная сторона избы и завалинки около нее оттаивали и темнели. А потом около грязного порога образовывалась лужа корни деревьев окружились прогалинами прилетели жаворонки снег в полях разрыхлел и начал быстро таять.
(По И. Бунину)
4. Перевод текста с украинского языка на русский.
– Переведите текст с украинского языка на русский язык и запишите; расставьте и объясните знаки препинания, сравните с украинским текстом.
Хліб… За цим словом – уся історія людства, з давніх-давен до сьогоднішнього дня.
Сьогодні нам підкорилися моря і річки і космос розкрив перед нами зоряні безмежні простори. Завжди й в усьому силу наснагу для перемоги давав нам хліб і нині у вік науково-технічного прогресу хліб залишився першоосновою життя символом величі і нездоланності мірилом усіх цінностей. І не тільки матеріальних а й духовних. Великою копіткою невтомною працею рук людських дається нам хліб і в цьому його святість і висока цінність.
– Выполните синтаксический разбор последнего предложения.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа с учащимися.
1) Что такое сложное предложение?
2) При помощи чего простые предложения объединяются в сложные?
3) Какие существуют виды сложных предложений?
4) Что такое бессоюзные предложения?
5) Что такое союзные предложения?
6) На какие группы делятся союзные предложения?
7) Какие предложения называют сложносочиненными?
8) Какие смысловые значения можно выразить в форме сложносочиненного предложения с соединительными союзами (разделительными, противительными)?
9) Обособляются ли части сложносочиненного предложения?
10) Когда в сложносочиненном предложении не ставится запятая?
11) Когда в сложносочиненном предложении ставится тире?
12) Каков порядок синтаксического разбора сложносочиненных предложений?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Повторить теоретический материал, подготовиться к контрольной работе.
2. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.