I СЕМЕСТР
УРОК 14
Тема. Знаки препинания в конце предложения. Развитие пунктуационной зоркости
Цель: формировать у учащихся умение ставить знаки в конце предложений, различных по интонации и цели высказывания, выделять на письме и в устной речи границы предложений; развивать связную речь учащихся, пунктуационную зоркость; воспитывать внимательность, культуру оформления письменных работ.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Актуализация опорных
– Что называется предложением?
– Из группы слов составьте предложения.
Африку, в, зимовать, ласточки, улетели.
Нам, к, возвращайтесь, весной, милые, ласточки.
– Какие это предложения по цели высказывания? по интонации?
– Какие еще предложения по цели высказывания и интонации вы знаете?
IV. Сообщение темы и цели урока
Учитель. Сегодня на уроке мы будем учиться правильно читать и записывать предложения, различные по цели высказывания и интонации.
V. Работа по теме урока
1. Закончите предложения, поставьте знаки препинания
В лесу дети собирали
Осенний лес так…
Когда твой день…
– Какие слова вы дописали? Какие знаки препинания выбрали? Почему?
– Как надо читать эти предложения? Какие они по цели высказывания? по интонации? Перестройте первое предложение так, чтобы оно стало побудительным.
2. Прочтите текст. Как вы думаете, сколько здесь предложений?
Спишите эти предложения
Русский язык богат и красив много в нем метких слов в русских пословицах заключена мудрость народа загадки говорят о наблюдательности русского человека а как хороши скороговорки
– Назовите знаки препинания, которые вы поставили в конце предложений. Объясните свой выбор. Какие предложения по цели высказывания? А по интонации?
Знаешь ли ты, что…
Греки в конце вопросительных предложений ставили не вопросительный знак, как мы, а точку с запятой.
3. Прочтите, вставляя подходящие по смыслу слова: грачиное, грачата, грачиха. подберите заглавие. Спишите предложения так, чтобы получился рассказ
Вдруг на кота налетел грач и клюнул его прямо в нос. Там пищали. Кот так и свалился на землю. Залез кот на дерево и хотел схватить. Кот увидел на дереве. гнездо.
– Найдите зачин и концовку текста. Прочтите их. Составьте побудительное предложение-совет коту.
4. Из группы слов составьте предложения, различные по цели высказывания
Школьники, любить, свой, школа.
(Школьник любят свою школу. Школьники любят свою школу? Школьники, любите свою школу!)
– Какие знаки поставили в побудительном предложении?
– Какое слово выделили запятой?
5. Прочитайте выразительно предложения Детям было скучно. Они побежали к ручью.
– Тебе нечего делать? Поиграй с нами!
– Как? Мне нечего делать? Я работаю днем и ночью!
Кто поит людей? Кто тушит пожар?
Детям стало стыдно.
По К. Ушинскому
– Почему детям стало стыдно?
– Какие знаки препинания стоят в конце предложений?
– Как называются эти предложения? Прочитайте сначала повествовательные и побудительные предложения, затем – вопросительные. Какие из них произносятся с восклицательной интонацией?
6. Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Сделайте звуковой анализ слов-отгадок
– Посмотрите, каковы –
Летом созреваем,
Из кустарников, травы
Головой киваем.
Объеденье – шарики,
Яркие фонарики. (Ягоды)
– В сентябре кленовый лист
Покраснел, как будто мак.
Школьник, школьник, ты турист?
За спиной твоей… (рюкзак).
VI. Итог урока
Слово учителя
– Если мысль закончил ты, Записал на строчку,
Не забудь, в конце поставь Кругленькую точку. Чувства сыплются наружу! Восхищение в словах!
Торжество, тревога, ужас – Восклицательный здесь знак! С почемучкой дружишь ты? Значит и в тетрадке Знак вопроса смело ставь. Будет все в порядке!
– Будьте всегда внимательны! Желаю вам успехов в изучении русского языка!
VII. Домашнее задание