УРОК № 27
Тема. Безличные предложения
Цель: углубить знания учащихся о безличных предложениях; научить детей определять их в тексте; формировать у школьников навыки правильного употребления данных конструкций в речи; развивать логическое мышление; воспитывать у детей любовь к своей стране.
Ожидаемые результаты: учащиеся различают виды односоставных предложений и используют их в речи, выделяют главный член; перестраивают двусоставные предложения в безличные и наоборот; переводят текст с украинского языка на русский.
Оборудование:
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
– Проверка домашнего задания.
– Практическая работа.
Перепишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания и подчеркивая грамматические основы. определите виды односоставных предложений и тип сказуемого.
Машины понеслись и вот в..езжаем на площадь. В самом начале месяца ударили утре..ики. Помните? (К. Паустовский) Большая была радость когда р..ступились последние дерев..я (В. Солоухин) Чего себе (не)хочеш.. того и другим (не)делай. Как волка
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
– Задание учащимся.
Найдите в предложениях грамматические основы. Синонимичны ли эти предложения?
Вечереет. – Наступает вечер.
С утра был мороз. – С утра морозило.
Мне хочется спать. – Я хочу спать.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
– Работа с учебником.
1. Чтение теоретического материала.
[1] – с. 120-121.
[2] – с. 90-91.
2. Выполнение упражнений.
[1] – 119 (письменно).
[2] – 220 (письменно).
– Работа с таблицей.
Заполните таблицу примерами.
Способы выражения сказуемого в безличном предложении | Примеры |
Безличный глагол | |
Личный глагол в безличном значении | |
Возвратный глагол | |
Инфинитив | |
Наречие | |
Краткая форма страдательного причастия |
– Тренировочные упражнения.
1. Укажите, что обозначают безличные предложения. Подберите по одному своему примеру к каждой группе (состояние природы, состояние человека).
Весело кататься по звонкому льду. На улице сыро. Вчера было пасмурно. После купания в ледяной воде мальчика начало знобить. Радостно наблюдать за успехами юных спортсменов.
2. Перестройте предложения: а) двусоставные – в синонимические безличные; б) безличные – в двусоставные.
Ему сегодня нездоровится. Ребятам не хочется уезжать из лагеря. Мне хочется научиться хорошо играть в шахматы.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
– Тренировочные упражнения.
1. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. Укажите, чем выражены сказуемые в безличных предложениях.
Было тепло и мы ходили без пальто. Было тепло и очень тихо. Стало холодно и я поспешил одеться. Окно открыто и из сада пахнет свежестью. Я занята и очень утомлена. Я занята и ты не мешай мне.
2. Составьте безличные предложения с данными сказуемыми. Надоело ждать, знобит, холодно, жаль, нет.
3. Переведите предложения с украинского языка на русский.
Того літа, як пішов син в авіаційне, посаджено ці молоді топольки. (О. Гончар) Їздових при транспортах залишено було якнайменше – одного на кілька підвід. (О. Гончар) Дмитрик лежить у лікарні. Зламану ногу його взято в лещата. (М. Коцюбинський) По блакитному небу наче розсипають чорні намистинки. (О. Іваненко) У Києві відбудовано старі будинки.
4. Выпишите в одну колонку двусоставные предложения, во вторую – безличные.
Было о чем подумать. Было у нас такое решение. Начинало уже темнеть. Небо начинало темнеть. От слабости звенело в ушах. Его последнее слово еще звенело в ушах. Шоссе было совершенно безлюдно. На шоссе было совершенно безлюдно.
– Работа с учебником.
Выполнение упражнений.
[1] – 121 (письменно).
[2] – 221, 222 (письменно).
V. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
– Чтение текста учителем.
ДУБРОВИЦА
Дубровица – бывшая княжеская столица, родовое гнездо князей Ольшанских и родина Святой Иулианы.
С первого взгляда Дубровица кажется тихим до сонного районным центром. Почти сельские одноэтажные домики, чистенькие улицы, море зелени.
Центральная площадь называется Майдан Злагоды. Прочтешь и думаешь: наконец-то найдено место, где люди живут в полном согласии! Может, это и есть главное следствие тысячелетней мудрости? Ведь Дубровица отпраздновала свое тысячелетие пять лет назад.
Во времена Киевской Руси здесь была столица Турово-Пинского княжества. После, как и большинство городов того времени, Дубровица была полностью уничтожена монголо-татарами. Возрождалась тяжело и долго, входила в состав Великого княжества Литовского, а в 1659 году польский король подарил город роду князей Ольшанских.
Любопытно, что род прославили женщины. Среди них есть даже православная святая. Это Иулиания Ольшанская, памятник которой, утопающий в зелени и цветах, своей белизной олицетворяет ее чистоту и безгрешность. Родилась она в Дубровице, а умерла в Киеве. При Петре Могиле в Лавре были обнаружены ее нетленные мощи. Иулиания была канонизирована православной церковью, и сейчас она покровительствует всем Юлиям.
По мужской линии род прославили в основном католики. При их финансовой поддержке 300 лет назад было выстроено самое эффектное здание Дубровицы – барочный костел Иоания Крестителя. Сегодня храм действующий, можно полюбоваться керамической мозаикой полов и фреской XVII века над алтарем. В бывшей усадьбе княжеского рода ныне городская больница.
И еще. Неподалеку от Дубровицы находятся залежи янтаря. Янтарь здесь крупный и отличается поразительной гаммой оттен ков. Это цветовое разнообразие позволило ровенским мастерам покорить страну изумительными янтарными иконами и картинами.
Откройте для себя Дубровицу!
(По Е. Романенко)
– Словарная работа.
(Ученики записывают значение неизвестных слов в тетради.)
Барочный. От барокко – вычурный и пышный архитектурный и скульптурный стиль XVI-XVІІІ вв.
Канонизировать – причислить к числу святых.
Костел – католический храм.
– Вопросы и задания к тексту.
– Какова основная мысль данного текста?
– К какому типу речи он относится? (Повествование с элементами описания.)
– Прочитайте текст самостоятельно и отметьте только те места, которые касаются описания местности.
– Прочитайте односоставные предложения.
– Сжато изложите текст (оставив только то, что относится к описанию местности), используя различные виды односоставных предложений.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выполнить упражнения: [1] – 120 (письменно); [2] – 225 (письменно).
VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
– Вопрос учащимся.
– Какие способы выражения сказуемого в безличном предложении вы знаете?