УРОК № 14
Тема. Двусоставные предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего
Цель: углубить знания учащихся о грамматической основе предложения, ознакомить их со способами выражения подлежащего; развивать у детей умение составлять предложения, где подлежащее выражалось бы по-разному; воспитывать у школьников интерес к русскому языку.
Ожидаемые результаты: учащиеся определяют с помощью вопроса грамматическую основу предложения; объясняют способ выражения подлежащего.
Оборудование:
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
– Проверка домашнего задания.
– Беседа с учащимися.
– Какие предложения называются двусоставными?
– Что такое основа предложения?
– Как иначе называют основу предложения?
– На какие вопросы отвечают главные члены предложения?
– Почему их называют главными?
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
– Задание учащимся.
Сравните два предложения. определите их грамматические
Ждать – скучное занятие. Мне некогда тебя ждать.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
– Работа с учебником.
Чтение теоретического материала.
[1] – с. 62-63.
[2] – с. 46-47.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
– Тренировочное упражнение.
Определите грамматическую основу в предложениях. Над подлежащим надпишите, чем оно выражено.
Все добывается на свете трудом. Знание – лучшее богатство. Поднявший меч от меча и погибнет. Что медленно разгорается, то жарко горит. Храбрый пули не боится. Учиться всегда пригодится. (Пословицы) И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных. А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой около царя сидят. (А. Пушкин) Две свечи мерцают слабо. (В. Луговской)
– Выборочный диктант.
Из данных предложений выпишите грамматическую основу. Объясните, почему в одних предложениях подлежащее выражено словом, а в других – сочетанием слов.
Жил старик со своею старухой у самого синего моря. Комендантша с дочерью удалились. (А. Пушкин) Бабушка с внучкой пришли к нам вечером. (М. Пришвин) Николай с Денисовым ходили по залам. (Л. Толстой) Дед с матерью шли впереди всех. (М. Горький) Я с товарищем отправился в дорогу засветло.
– Творческая работа.
Составьте предложения, используя в качестве подлежащих слова и сочетания слов: каждый, ничто, мать с сыном, опаздывать, пять спортсменов, волноваться.
– Орфоэпический тренинг.
Прочитайте предложения, соблюдая интонацию (логические ударения, паузы).
Останавливать работу не рекомендуется. Отказать в поддержке – значит подвести товарища. Признать свою ошибку было бы лучше. Отказываться от поручения не разрешается. Рисовать с натуры – мое любимое занятие.
V. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
– Работа с учебником.
Выполнение упражнений.
[1] – 63 (составьте диалог).
[2] – 119 (продолжите рассказ).
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выполнить упражнения: [1] – 62 (письменно); [2] – 115 (письменно).
– Вопрос учащимся.
– Как определить, выражено ли подлежащее словом или сочетанием слов?