Цель: углублять знания учащихся о роли государственного языка, русского и других языков в Украине; совершенствовать умения размышлять, сравнивать, анализировать, высказывать предположения, давать полные ответы на вопросы, а также навыки перевода с украинского языка на русский; прививать желание изучать русский язык.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ
I. Вводно-мотивационный этап.
1. Объявление темы, задач урока.
2. Мотивация.
Какой язык является государственным в Украине? А важно ли знать русский и другие языки?
II. Операционно-познавательный
3. Речевая разминка: упр. 6. Беседа по содержанию стихотворного отрывка. Выполнение письменного задания.
Выполнение дополнительного задания: заучивание и запись по памяти двух последних строк стихотворения.
4. Работа с текстом, содержащим теоретический материал: упр. 7. Усвоение понятий государственный язык, родной язык.
Чтение текста учащимися.
Беседа по содержанию текста.
5. Работа с рубрикой “Для почемучек”. (Учитель показывает фотографии с изображением памятника.)
Памятник основателям Киева на Днепре является визитной карточкой столицы Украины,
6. Языковая задача. Рассмотрите рисунок. (Учитель показывает рисунок со следующим изображением: семья в вышиванках на террасе дома. Сад вишневый, на столе элементы украинского быта.)
Представители какой национальности изображены? Аргументируйте свой ответ. Предположите, какой язык является родным для этой семьи.
7. Выполнение упр. 8, содержащего теоретический материал. Украина – многонациональная страна.
8. Работа в парах. Используя полученные ранее знания, докажите, что украинский и русский языки являются близкородственными. Приведите примеры одинаковых и схожих слов из обоих языков.
9. Работа с информацией рубрики “Для почемучек” (с. 7).
10. Выполнение упр. 9. Сравнительный анализ русских и украинских выражений.
Выполнение дополнительного задания: составление предложений с русскими выражениями.
11. Прочитайте и отгадайте загадки, переведите отгадки на русский язык. Сделайте выводы о звучании слов, использованных в загадках, в русском и украинском языках.
1. Улітку сірий, а взимку білий (Заяц). 2. Росте зимою тільки вниз, любить дах і карниз (Сосулька). 3. Живуть п’ять братів, один від одного менший (Пальцы). 4. На небі біліє, світить, а не гріє (Луна).
III. Коррекционно-оценочный этап.
12. Обобщение и систематизация изученного: упр. 10.
13. Пояснение домашнего задания: упр. 11.
14. Самооценка и оценивание учителем учебных достижений учащихся.