ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОБРАЩЕНИЕ. ВВОДНЫЕ СЛОВА (СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
УРОК № 43
Тема. Имена существительные и субстантивированные слова в роли обращений
Цель: продолжить формирование умений и навыков работы с текстом и предложениями с распространенными и нераспространенными обращениями; научить использовать обращения для передачи отношения к адресату речи; развивать умение правильно интонировать предложения с обращениями, обоснованно подбирать формы обращений; воспитывать
Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал.
ХОД УРОКА
Наслаждение общением – главный признак дружбы.
Аристотель
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа и работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Беседа.
– Что такое обращение? Приведите примеры из домашней работы
– Какие бывают обращения?
– Какова функция обращения в устной и письменной речи?
– Почему важно знать материал об обращении?
2. Индивидуальная работа по
Карточка 1
Записать предложение, расставив знаки препинания и вставив пропущенные буквы. Выполнить синтаксический разбор предложения.
Степи пр..вольные горы крутые воды глубоких морей и озер все ты вместила родная Россия в свой необ..ятный бескрайний простор.
(М. Исаковский)
Карточка 2
Перевести предложение на русский язык. Записать, расставив знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения.
Найголовніше друже мій пробитись до животворного джерельця думки пробудити думку все це можна зробити тільки словом.
(В. Сухомлинський)
IV. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
1. Диктант с грамматическим заданием.
– Запишите предложения, правильно расставляя знаки препинания. Укажите, чем выражены обращения.
(Количество предложений – на усмотрение учителя.)
1) Для тебя, единственная, ласковая, я нашел хорошие слова, лучшие из словаря вытаскивая. (М. Светлов)
2) Выноси меня, тройка усталых коней! (Я. Полонский)
3) Мети, поземка, неистовствуй, балуй! (М. Дудин)
4) Ты прощай, любимый, уходи, хороший, по дороге длинной утренней порошей. (С. Смирнов)
5) Для тебя, моя родная, эта песенка простая. (Е. Долматовский)
6) Серебристая дорога, ты зовешь меня куда? (С. Есенин)
7) Уступи мне, скворец, уголок, посели меня в старом скворечнике. (Н. Заболоцкий)
8) О чем шумишь ты, старый бор, над осенью, над бездорожьем? (В. Боков)
9) Опять вы, гордые, восстали за независимость страны? (М. Лермонтов)
10) Не шуми, осина, не пыли, дорога. (С. Есенин)
11) До свиданья, города и хаты, нас дорога дальняя зовет. (М. Исаковский)
12) Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою. (С. Есенин)
2. Работа с текстом. Составление диалога.
– Прочитайте текст. Переведите его на русский язык.
– Перескажите текст.
– В виде диалога напишите свое виденье проблемы, которая озвучена в тексте. Разыграйте диалог в классе. Используйте распространенные и нераспространенные обращения.
Повага змалку
Коли я часом чую, як підлітки, а то й молоді люди звертаються до батьків: “батя”, “папаша”, “старик”, “маманя”, “мамаша” або заочно називають їх “мої предки”,- мені робиться боляче і ніяково. Боляче за себе, ніби це стосується мене, і за тих батьків, до яких так звертаються. Чому сьогодні часто з’являється зневага дітей до батьків, відчуженість між ними? Чогось подібного, принаймні в наших селах, колись не чули. В Україні не лише до батька, матері, діда, баби, а навіть подружжя, сусіди між собою зверталися на “Ви”. Любов і повагу до батьків, старших, як і працьовитість, гідність, релігійність, у наших родинах виховували змалку.
(Л. Орел)
3. Работа с учебником.
(Учитель предлагает ученикам выполнить упражнения из учебника.)
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
1. Оценивание учебных достижений учащихся.
2. Заключительная беседа.
– Закончите предложения, записанные на доске (устно).
1) Общение – это…
2) Оно является очень важным для человека, потому что…
3) Обращаясь к человеку, я всегда буду помнить о том, что…
4) Общению надо учиться. Я уже умею…
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Повторить теоретический материал.
2. Написать письмо родственникам или другу, учителю, используя распространенные и нераспространенные обращения.
3. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).