УРОК № 37
Тема. Имя существительное. Значение существительных. Изменение существительных по числам и падежам
Цель: углубить знания учащихся об имени существительном как части речи, об изменении существительных по числам и падежам; развивать навык распознавания имени существительного как части речи, умение определять число и падеж существительного в тексте; воспитывать интерес к русскому языку.
Ожидаемые результаты: учащиеся распознают имя существительное и выделяют эту часть речи с помощью вопроса; определяют число и
Оборудование: учебник.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
– Задание учащимся.
Выпишите из стихотворения имена существительные. Докажите, что это существительные. Определите их род, число, падеж.
ЗИМНЯЯ БАХРОМА
На сосне и на березе –
Бахрома:
Белой пряжей
Их запутала зима.
И оставила
Распутывать весне
Эту пряжу на березе
И сосне.
(В. Орлов)
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
– Словарный диктант.
Подберите проверочные слова.
Ведро,
– Выборочный диктант.
Выпишите имена существительные. Объясните орфограммы.
Зима в горах идет сверху. Выпал снег на вершинах. На серых оконечностях скал при солнце сверкали куски холодного синеватого сахара.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
– Слово учителя.
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает лицо или предмет и отвечает на вопрос кто? или что? Существительные, отвечающие на вопрос кто?, называются одушевленными (шофер, сестра), а на вопрос что? – неодушевленными (парта, ручка).
В русском языке, как и в украинском, существительные изменяются по числам и падежам.
Изменение существительных по числам и падежам называется склонением.
– Работа с учебником.
Прочитайте теоретический материал: [1] с. 180 (сравнение падежей в русском и украинском языке).
– Тренировочные упражнения.
1. Просклоняйте в единственном и множественном числе существительные.
I вариант Дорога.
II вариант Вечер.
2. Выпишите в одну колонку существительные, употребленные в единственном числе, в другую – во множественном.
Водоросли, дымок, озера, день, ромашки, муравьи, сосна, счастье, узоры, тучки, полоски, поток, золото, травинка, птички.
3. Определите число и падеж существительных, выделите окончания.
На снежной равнине, в зеленом наряде, угрюмая ель, пушистым снегом, сухую березу, зимнее солнце, огромные сугробы, разноцветными коврами.
4. Составьте словосочетания, употребляя предлоги. Существительные, данные в скобках, поставьте в соответствующий падеж. Падеж укажите. Обозначьте окончания существительных.
Плавать (река, теплоход); собираю (травы, луга); отвечаю (вопросы, учитель); идти (коридор, школа); видеть (кабина, корабль); стоять (берег, море).
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
– Распределительный диктант.
Распределите в две колонки слова: 1) отвечающие на вопрос кто? (одушевленные существительные); 2) отвечающие на вопрос что? (неодушевленные существительные).
Шофер, снегопад, тетрадь, ветеран, почтальон, трамвай, дуб, депутат, ученик, пиджак, ровесник, велосипед, тракторист, корова.
– Тренировочные упражнения.
1. Поставьте данные существительные во множественном числе, расставьте ударение.
Документ, инженер, километр, магазин, портфель, средство, шофер, месяц, офицер, гражданин.
2. От данных глаголов образуйте существительные.
Образец: смеяться – смех.
Шуметь, учиться, шептать, бороться, шелестеть, дышать, помогать, работать, любить, мечтать, веселиться.
3. К данным существительным подберите антонимы и поставьте их в творительном падеже.
Образец: день – ночь – ночью.
Молодежь, сила, правда, шум, болезнь, радость.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал: [1] § 34, 36.
2. Выполнить упражнение: [1] 402; [2] 247 (письменно).
VI. ИТОГ УРОКА
– Вопрос учащимся.
– Что нового об имени существительном вы узнали сегодня на уроке?