УРОК № 46
Тема. Местоимение как часть речи. Развитие речи. Культура речи. “Выпустил словечко – не догонишь на крылечке”
Цель: дать сведения учащимся о местоимении как части речи, показать роль местоимений в речи; работать над развитием и культурой речи учащихся.
Оборудование: учебник, учебные тексты.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
(С опорой на украинский язык.)
1. Вступительное слово учителя с элементами беседы.
Часть речи,
Приведите примеры местоимений на украинском языке. Переведите их на русский язык.
– Какова роль местоимения в предложении?
2. Нахождение местоимений в предложениях.
– Прочитайте записанные на доске предложения. Найдите местоимения.
Я буду кататься с горки. Ты будешь кататься на коньках. Он пойдет на лыжах. Мы будем кататься с горки. Вы будете кататься на коньках. Они пойдут на лыжах.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Чтение учителем учебной статьи.
Учебник, с. 208, Теория Б.
2. Беседа.
–
– Перечитайте предложения, данные в Теории Б. Найдите слово и местоимение, которое это слово заменяет.
3. Слуховой диктант.
– Прослушайте текст. Выпишите местоимения и слова, которые они заменяют.
Белка летала в ветвях старой ели в своем гнездышке. Вдруг она услышала в лесу странный шум. Белка выглянула из гнезда и посмотрела вниз. К ее дереву подошли два человека.
V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ
1. Чтение текста учителем.
Учебник, с. 209.
2. Работа с опорными словами и выражениями.
Упр. 462.
3. Обогащение словарного запаса учащихся.
1) Знакомство с фразеологизмами (учебник, с. 210).
2) Нахождение фразеологизмов-синонимов (упр. 463).
3) Составление предложений с фразеологизмами (упр. 464).
4) Дополнение предложения фразеологизмами (упр. 465, письменно).
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал занятия 41.
2. Выполнить упр. 461.