II СЕМЕСТР
УРОК 39
Тема. Неречевые и речевые звуки. Звуки слова. Произношение вслух за учителем цепочки звуков слова (1-4 звука). Упражнение в четком и выразительном произнесении звуков [ш] и [ч’], [ш – шч’]. Игра “Найди товарища”
Цель: формировать у учащихся представление о гласных и согласных звуках; развивать умение правильно артикулировать звуки; ознакомить с органами речевого аппарата; поддерживать желание учиться; упражнять в четком и выразительном произношении звуков [ш], [ч’], [ш], [щ]; воспитывать интерес
Оборудование: маленькие зеркала для всех учащихся; магнитофонная запись звуков, которые издают животные; картинки с изображением животных.
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний учащихся
1. работа с загадками
Учитель. Дети, отгадайте загадку.
Снег на полях,
Лед на водах,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой)
– Скажите, а чем нам нравится зима? Какие развлечения она нам приносит?
– Угадайте, что это?
– Тащим их на горку,
Чтоб устроить гонку. (Санки)
– Две палки, две
– Катайтесь, человечки! (Лыжи)
– По ледяной дорожке
Бегут стальные ножки. (Коньки)
2. Беседа
– Расскажите, о каких зимних праздниках вы узнали на прошлом уроке.
– Кто может рассказать наизусть колядки? (Учащиеся рассказывают выученные на предыдущем уроке колядки.)
– А что это за праздник – Масленица? Когда его празднуют?
– Что пекут на Масленицу?
– Как ее называют?
– Как праздновали Масленицу? (Устраивали гулянье, пели частушки, раздавались шутливые дразнилки.)
– А какой обычай, связанный с празднованием Масленицы, вы знаете?
III. Сообщение темы и цели урока
Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием звуки слова, узнаем, что такое гласные и согласные звуки, научимся их определять в словах.
IV. Работа по теме урока
1. Подготовка к восприятию нового материала
– Сейчас мы побываем на сельском дворе. Угадайте, кто здесь живет?
Учитель включает магнитофонную запись со звуками, которые издают животные: корова, собака, кот, петух, курица и т. д.
– Как вы различили животных? (По звукам)
– Когда человек говорит, он тоже произносит и слышит звуки.
2. Ознакомление с органами речевого аппарата. наблюдение над произношением разных звуков
Комментарий: учитель называет разные звуки: [а], [и], [м], [с], [л], [р], [д], [т]. Учащиеся повторяют, при этом смотрят в зеркало. Наблюдают за тем, какие артикуляционные органы принимают участие в произношении звуков.
3. Повторение потешек (за учителем)
Определение на слух звуков, которые чаще всего повторяются
– Ульянка учится в школе,
Читать умеет и писать.
Ульянка – знают все дома –
Учителем хочет стать.
– Мы давали Даше кашу.
Даша, Даша, кушай кашу.
4. Гласные и согласные звуки
– Посмотрите, как я произношу: [у]. Произнесите этот звук. Произнесите его протяжно: у-у-у. Теперь произнесите: [ш]. Можно ли этот звук произнести протяжно?
– При произношении одних звуков воздух свободно проходит через рот. Такие звуки называются гласными. При произношении других звуков воздух встречает преграды. Такие звуки называются согласными. Повторите новые понятия: гласные звуки, согласные звуки.
5. Упражнение на произношение цепочки звуков слова
– Отгадайте загадки.
– Через океан плывет великан
И выпускает воды фонтан. (Кит)
– Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)
– Бежит за плугом вскачь
Весны посланец – … (грач).
– Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту,
За лягушками к болоту. (Аист)
– На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)
Учащиеся отгадывают загадки, одновременно демонстрируются рисунки с изображением этих животных. Затем произносят вслух за учителем все звуки этих слов (сом, аист, грач, волк, кит), анализируют их (гласный/согласный).
6. Артикуляционные упражнения. Чистоговорки
Ша-ша-ша – наша Маша у душа.
Ши-ши-ши – наши малыши едят беляши.
Ош-ош-ош – ты идешь и поешь.
Иш-иш-иш – какая тишь, малыш!
Ач-ач-ач – у меня калач.
Оч-оч-оч – наступила ночь.
Уч-уч-уч – это луч.
Ча-ча-ча – вот так удача!
Чу-чу-чу – кулича хочу.
Ща-ща-ща – мы купили леща.
Щи-щи-щи – мы купили плащи.
Ащ-ащ-ащ – надень плащ.
Учащиеся заучивают чистоговорки наизусть.
7. Игра-задание “изобрази змею и белку”
Змея шипит длинно: щ-щ-щ.
Скажи по-змеиному: Щ-щ-ща.
Щ-щ-ще…
Щ-щ-щу…
Щ-щ-щи…
Белка щелкает коротко: ча-ча!
Скажи по-беличьи:
Ча-ча!
Чо-чо!
Чу-чу!
Чи-чи!
8. Игра “назови первый и последний звук в словах”
Назвать первый звук в словах:
Шум | Чай | Чулки | Щавель |
Шуба | Чайник | Щенок | Щетка |
Шаг | Чайка | Щепка | Щеки |
Назвать последний звук в словах:
Душ | Шалаш | Плач | Овощ |
Мышь | Богач | Калач | Плащ |
Малыш | Мяч | Дочь | Клещ |
V. Итог урока
– С какими звуками вы познакомились сегодня на уроке?
– Какие звуки называются гласными? Приведите примеры.
– А какие – согласными? Приведите примеры.
– Как они произносятся? Чем отличаются друг от друга?