ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ
УРОК № 52
Тема. Обособленные приложения. Знаки препинания при них
Цель: ознакомить учащихся с материалами об обособленных и необособленных приложениях, средствах их выделения в устной речи и на письме; продолжить формировать умения читать тексты, правильно интонируя обособленные члены предложения, составлять предложения с обособленными приложениями; развивать навыки работы в парах; воспитывать интерес к изучению достижений человека.
Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический
ХОД УРОКА
Человек создан трудиться, работать и наслаждаться.
Н. Карамзин
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Беседа.
1) Какие члены предложения называются обособленными?
2) Почему подлежащее и сказуемое не могут быть обособленными?
3) Как на письме выделяются обособленные члены предложения?
4) Расскажите об обособленных определениях.
2. Проверка домашнего задания.
(Прослушивание нескольких рассказов о любимом животном, растении
3. Индивидуальная работа по карточкам
(Остальным учащимся учитель предлагает выполнить упражнения из учебника.)
Карточка № 1
Вставьте вместо точек записанные в скобках причастные обороты, согласовав их с именами существительными. Расставьте запятые.
1) Море огромное… уснуло (лениво вздыхающий у берега).
2) Горы… подняли свои вершины в синюю пустыню над ними (поросший деревьями).
3) Мы лежим на песке у громадного камня… (оторвавшийся от родной горы).
(Из произведений М. Горького)
Выполните морфологический разбор выделенного слова.
Карточка № 2
Вставьте вместо точек записанные в скобках причастные обороты, согласовав их с именами существительными. Расставьте запятые.
1) Окна выходили на какую-то белую стену… (видневшийся в двух аршинах от них). (Л. Толстой)
2) Солнце бросало последние розовые лучи на длинное тонкое облако… (остановившийся на ясном горизонте). (Л. Толстой)
3) Жили они на окраине города, в слободке… (странно разместившийся по оврагу). (М. Горький)
Выполните синтаксический разбор второго предложения.
Карточка № 3
Вставьте вместо точек записанные в скобках причастные обороты, согласовав их с именами существительными. Расставьте запятые.
1) На подоконнике распахнутого окна мертвенно розовели лепестки вишни… (отцветавший в палисаднике). (М. Шолохов)
2) На столе… блестела посуда (убранный к обеду). (М. Горький)
3) Слободка… была скудна растительностью (разбросанный по песку). (М. Горький)
Выполните фонетический разбор выделенного слова.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Объяснение учителя с элементами беседы.
(Учитель может предложить учащимся воспользоваться учебником.)
1) Давайте вспомним, что такое приложение.
2) Обособление приложений осуществляется так же, как и определений:
– если приложение относится к личному местоимению: Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам. (И. Крылов)
– если приложение стоит после определяемого существительного: Боец, парнишка белокурый, тихонько трогает гармонь. (А. Т. Твардовский)
– приложение, стоящее перед определяемым существительным, обособляется, если имеет добавочное обстоятельственное значение: Смышленые звери, бобры зимуют разумно.
3) Особенности обособления приложений:
– обособляются одиночные согласованные приложения, стоящие после определяемого слова – имени собственного: Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы. (А. Пушкин)
– приложение, присоединенное посредством слов то есть, или, даже, особенно, по имени, выделяются запятыми: Пески с грядами разноцветной гальки, то есть камешков, широко расстилались перед нами. (С. Аксаков )
– приложение, присоединенное союзом как, запятой обычно не выделяется: Шевченко как поэт известен всему миру. Надо заметить, что союз как в этом случае равнозначен словам в качестве (в качестве поэта).
– приложение с союзом как обособляется в том случае, если имеет оттенок причинности: Валерию, как уроженцу юга, трудно было привыкнуть к суровому климату Арктики.
4) Замечание о постановке запятой при союзе или.
Перед одиночным союзом или, соединяющим однородные члены предложения, запятая не ставится, приложение с союзом или выделяется запятыми. При приложении союз или равен по смыслу союзу то есть. Например: 1) Дорога идет полем или лесом (или при однородных членах). Степь, или безлесная равнина, окружала нас со всех сторон (или при приложении по смыслу равнозначно то есть)
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Выполнение учащимися разноуровневых заданий.
(Учитель может предложить учащимся выполнить упражнения из учебника.)
Начальный и средний уровни
– Из двух предложений составьте одно, сделав сказуемое второго предложения обособленным приложением. Прочитайте составленные предложения с правильной интонацией. Запишите их.
В театре ставили “Ревизора”. “Ревизор” – бессмертная комедия Н. Гоголя.
Я прочел книгу о М. Ломоносове. М. Ломоносов – великий русский ученый и поэт.
Работы Александра Потебни снискали ему славу “философа языка”. Александр Потебня – выдающийся украинский и русский филолог.
Илья Ефимович Репин стал обладателем памятной золотой медали и диплома “За особые труды и заслуги на поприще живописи и искусства”. Илья Ефимович Репин – выдающийся исторический живописец реалистического направления.
И. Я. Франко перевел на украинский язык произведения более 60 русских авторов. И. Я. Франко – украинский писатель, публицист, ученый, критик и общественный деятель.
Достаточный и высокий уровни
– Прочитайте, подберите к выделенным словам подходящие приложения (обособленные и необособленные). Запишите, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки.
Много памятных мест в Харькове… связано с именами замечательных людей. В центре города можно увидеть памятник… Т. Г. Шевченко, установленный в 1935 году.
Недалеко от парка Шевченко находится (Х, х)арьковский (Н, национальный университет, основанный в 1805 году В. Н. Каразиным…
Множество прекрасных сооружений подарил нашему городу Бекетов… А Илья Репин… прославил Харьков на весь мир своими полотнами. Некоторые из них находятся в выставочных залах (Х, х)арьковского (Х, х)удожественного музея.
Справка: первая столица Украины, известный поэт, прогрессивный общественный деятель, знаменитый архитектор, выдающийся исторический живописец реалистического направления.
2. Работа в малых группах.
– Найдите в словаре иностранных слов значения заимствованных слов и составьте предложения с обособленными и необособленными приложениями.
Например:
Олимпиада – 1. Крупнейшие международные спортивные состязания. 2. Соревнование учащихся в той или иной области, по тому или иному предмету. (Из школьного словаря иностранных слов)
В 2008 году олимпиада, крупнейшие международные спортивные состязания, состоится в Китае.
Олимпиада как соревнование учащихся в той или иной области, по тому или иному предмету помогает ребятам проявить свои умственные способности в нестандартной ситуации.
Дипломат, маринист, оратор, пастор, провизор, адвокат, бард, гид, декан, егерь, жонглер.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
1. Проверка работы в малых группах.
2. Беседа с учащимися по теме урока.
3. оценивание учебных достижений учащихся.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).
3. Используя обособленные приложения, составить рассказ о людях разных профессий, их достижениях.