УРОК № 54
Тема. Общее понятие о предлогах. Предлоги с пространственным, временным и объектным значением
Цель: дать учащимся общее представление о предлогах; развивать умение различать значения предлогов; воспитывать культуру речи школьников.
Ожидаемые результаты: учащиеся имеют общее представление о предлогах; умеют различать значения предлогов.
Оборудование: учебник, таблица “Значения предлогов”.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ
– Слово учителя.
В русском языке около двухсот предлогов. Именительный падеж употребляется без предлогов. Самый богатый родительный падеж – более ста предлогов, винительный – двадцать, творительный – двадцать четыре, дательный – девятнадцать, предложный – только семь.
– Игра “Кто больше”.
Назовите известные вам предлоги.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
– Проверка домашнего задания.
– Объяснительный диктант.
Запишите пословицы. Поставьте вопрос к наречиям. Подчеркните орфограмму в глаголах.
Учиться никогда не поздно. Легко обжечься,
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
– Тренировочное упражнение.
Из записанных на доске слов составьте словосочетания.
Скучать, о, дом; приехать, из, Киев; прийти, из, школа; говорить, о, дела; найти, под, дерево; идти к река; выглядеть, из-за, забор.
– Беседа с учащимися.
– С помощью чего слова соединяются в словосочетания?
– Почему предлог – служебная часть речи?
– Как пишутся предлоги со словами?
– Выделите предлоги в предыдущем задании прямоугольником и сделайте вывод о том, что же такое предлог.
– Работа с таблицей.
ЗНАЧЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ
Значения предлогов | В русском языке | В украинском языке |
Пространственное | Из комнаты | З кімнати |
Под воду | Під воду | |
Между нами | Між нами | |
От Москвы | Від Москви | |
Около леса | Біля лісу | |
К берегу | До берега | |
Временное | С двух часов | З двох годин |
До вечера | До вечора | |
На каникулах | На канікулах | |
Перед уроками | Перед уроками | |
Объектное | О сестре | Про сестру |
С братом | З братом | |
Причинное | По невнимательности | Через неуважність |
Из-за болезни | Через хворобу | |
От страха | Від страху |
Запомните! Со словами скучать, думать, говорить, плакать, горевать употребляется предлог о: скучать о маме, говорить о книге и т. д.
– Тренировочное упражнение
Вставьте пропущенные предлоги. Определите их значение.
Подъехать… крыльцу, выйти… комнаты, говорить… них, идти… школы, тосковать… детях, сбежать… горы, начинать… азбуки, подплыть… берегу.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
– Тренировочные упражнения.
1. Составьте словосочетания, используя предлоги: без, через, из-за, из, от.
2. Переведите на русский язык. Выделите графически предлоги.
Росте біля школи, вийти з класу, йти з товаришем, переїхав через річку, казки про тварин, виходити з лісу, хвилюватися за дітей, поклав на стіл.
2. Раскройте скобки и выпишите в одну колонку слова с предлогами, а в другую – слова, имеющие приставки. Укажите, какой частью речи являются слова, употребленные с предлогами.
(B)ходят семь богатырей
Семь румяных усачей.
(C)царевной
Вот Чернавка (в)лес (по)шла
И (в)такую даль (с)вела,
Что царевна (до)гадалась
И (до)смерти испугалась.
(Подо)ждать она хотела
(До)обеда, не стерпела
(В)руки яблоко взяла,
(К)алым губкам (под)несла,
(По)тихоньку (при)кусила
И кусочек (про)глотила.
(А. Пушкин)
3. Свяжите слова с помощью предлогов для и от.
Таблетки… головная боль; гимнастика… укрепление ног; средство… насекомые; жидкость… снятие лака; микстура… простуда; таблетки… бессонница.
– Редактирование словосочетаний.
Найдите ошибки в употреблении предлогов. Запишите словосочетания в исправленном виде.
Скучаю за братом, говорил про каникулы, приехал з папой, вернулся с Одессы, подошел до магазина, думал про оценки.
– Работа с учебником.
Выполните упражнение: [1] 538.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал: [1] § 50.
2. Выполнить упражнение: [1] 539; [2] 423 (из текста выписать предлоги вместе со словами, которые они связывают; предлоги выделить).
VI. ИТОГ УРОКА
– Вопрос учащимся.
– Почему предлог относится к служебным частям речи?