УРОК № 19
Тема. Оглушение звонких согласных и озвончение глухих (продолжение темы). Произношение и написание сочетаний стн – [сн], стл – [сл], здн – [зн] и др.
Цель: углубить знания учащихся об оглушении и озвончении согласных звуков; продолжить обучение навыкам правильного произношения звонких и глухих согласных в слабых позициях; формировать умения произношения и написания сочетаний стн – [сн], стл – [сл], здн – [зн] и др.; воспитывать интерес к русскому языку.
Ожидаемые результаты: учащиеся правильно произносят
Оборудование: учебник, карточки с индивидуальными заданиями.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
– Задание учащимся.
Исправьте ошибки в словах. Почему они были допущены?
Дуп, зуп, нарот, любофь, чесный, сонце, прелесный, кресный.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
– Словарный диктант.
Запишите слова. Подчеркните орфограммы. Запишите в скобках проверочное слово. Оглушение или озвончение согласных происходит в словах?
Лодка, дорожка, березка, робкий, взгляд, парад, теплоход, улыбка, сторож, ногти, мороз, лев, столб.
– Распределительный диктант.
Запишите в две колонки слова: 1) с проверяемой безударной гласной, 2) с проверяемой согласной. Подберите проверочные слова. Назовите слова с оглушением согласных.
Образец: зерно (зерна) – глаз (глаза).
Пятно, сугроб, далекий, ловить, болезнь, ползти, залез, свисток, сапог, зимой, большой, пирог, слог, погреб.
– Индивидуальная работа по карточкам.
КАРТОЧКА № 1
Подчеркните в словах буквы, которые обозначают непарные звонкие согласные звуки. Запишите их звуковое значение.
Образец: м[м]ор[р’]е.
Ветер, гулять, кораблик, волна, парус, остров, город, подгонять, мелодия, яблоня.
КАРТОЧКА № 2
Объясните разницу в значении и написании одинаково звучащих слов. Составьте предложения, используя данные слова.
Луг – лук, пруд – прут, порог – порок.
КАРТОЧКА № 3
Определите количество букв и звуков. Одной чертой подчеркните согласные в сильной позиции, двумя – в слабой. Подчеркните слово с озвончением согласного.
Образец: овраг – 5 б., 5 зв.
Рожь, молотьба, свадьба, овца, зарядка, грибки, творог, снег, ягодки, любовь.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
– Подготовка к изучению нового материала.
Подберите к данным существительным однокоренные прилагательные. Посчитайте количество букв и звуков в образованных словах.
Образец: прелесть – прелестный – 10 б., 9 зв.
Ярость, радость, интерес, звезда, вкус, место, область.
– Почему не во всех словах количество букв и звуков совпало?
– Слово учителя с элементами беседы.
В русском языке при сочетании трех согласных (стн, стл, здн) один из согласных не произносится. Такие согласные называются непроизносимыми.
– Подчеркните в предыдущем задании непроизносимую согласную. Во всех ли словах она присутствует?
– Как проверить, есть ли в слове непроизносимая согласная?
– Тренировочное упражнение.
Вставьте пропущенные буквы, предварительно подобрав где необходимо, проверочные слова. Подчеркните орфограмму.
Образец: ненастный – ненастье.
Несчас..ный, ужас..ный, безопас..ный, сер..це, со..нце, совместный, редкос..ный, поз..ний, капус..ный, чудес..ный, запас..ной, воскрес..ный, прекрас..ный.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
– Работа с учебником.
Выполните упражнение: [1] 196.
– Выборочный диктант.
Выпишите из предложений слова с непроизносимыми согласными, правописание которых нельзя проверить. Подчеркните орфограмму.
Как боярыня седая, к людям шествует зима. Праздничным убранством разодела она город. Толпа сверстников-ребят с радостным чувством бросилась строить снежную крепость. Участвуют все. Уже готовы стены и лестницы, осталось достроить башенки. Усталости не чувствуется.
Запомни!
Если непроизносимая согласная не проверяется, ее написание следует проверить по орфографическому словарю и запомнить.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал: [1] § 19.
2. Выполнить упражнение: [1] 194.
3. составить и записать предложения со словами: блеснуть, ровесник, праздник, здравствуй.
VI. ИТОГ УРОКА
– Вопрос учащимся.
– Как проверить непроизносимый согласный в корне слова?