Цель: учить четвероклассников составлять сочинение по обсуждаемой проблеме, подбирать заголовок, соответствующие примеры из жизни в качестве доказательства своего утверждения; совершенствовать умения анализировать, высказывать свое мнение по поводу прослушанных работ одноклассников; развивать образное мышление, письменную речь; воспитывать желание быть честными и справедливыми.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ
I. Вводно-мотивационный этап.
1. Объявление темы, задач урока.
2. Мотивация.
Всегда ли вы говорите правду,
II. Операционно-познавательный этап.
3. Речевая разминка. Задание на выбор. Прочитайте и запишите один из рядов пословиц и поговорок. Укажите, каким смыслом объединены эти высказывания (“О правде”, “Нужно правду говорить”, “Правда все равно откроется”).
A. 1. Правда всего дороже. 2. Правда и в огне не горит, и в воде не
Б. 1. Засыпь правду золотом, затопчи ее в грязь, а она все наружу выйдет. 2. Правду, что шило, в мешке не утаишь. 3. Правды не скроешь.
B. 1. Доброе дело – правду говорить смело. 2. Кто правдив, тот спокоен. 3. Не стыдись говорить, коли правду хочешь объявить.
Дополнительное задание: можно ли утверждать, что в каждом ряду содержатся синонимичные предложения? Почему?
4. Работа с текстом: упр. 302.
Чтение текста учащимися.
Беседа по содержанию текста с использованием жизненного опыта учащихся.
5. Работа в парах: упр. 303.
6. Выполнение упр. 304, содержащего теоретический материал: составные части сочинения – утверждение, основная часть (доказательство), вывод.
Выполнение дополнительного задания: подбор синонимов к словам правда, неправда.
7. Выполнение упр. 305. Написание сочинения на черновике.
8. Работа в группах: упр. 306. Прослушивание сочинений, взаимоанализ с помощью учителя.
III. Коррекционно-оценочный этап.
9. Обобщение и систематизация изученного: упр. 307.
10. Пояснение домашнего задания: упр. 308.
11. Самооценка и оценивание учителем учебных достижений учащихся.