УРОК № 60
Тема. Понятие о предложении. Грамматическая основа предложения
Цель: развивать умение учащихся вычленять предложения в тексте; учить находить грамматическую основу предложений; воспитывать любовь к природе.
Ожидаемые результаты: учащиеся вычленяют предложения в тексте, отличают словосочетания от предложений; находят грамматическую основу предложений.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями, раздаточный материал, схема “Главные члены предложения”.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I.
– Задание учащимся.
Сравните левую и правую колонки и сделайте выводы.
Мудрое решение Бабушка подсказала мне мудрое решение проблемы.
Раннее утро Ранним утром легко дышится.
Прихожу из школы Когда я прихожу из школы, сначала отдыхаю, а потом делаю уроки.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
– Проверка домашнего задания.
– Тренировочные упражнения.
1. Найдите в каждой группе слов третье лишнее, объясните свой выбор. Выпишите только словосочетания.
Интересная книга, читаю книгу, мама читает.
2. Из предложений выпишите словосочетания и отметьте в них главное и зависимое слова, смысловую и грамматическую связь (если есть). Солнце светило ярко. Вдруг набежала туча. Из этой тучи посыпался частый дождь. Дождевые капли с силой падали на землю.
– Индивидуальная работа по карточкам.
КАРТОЧКА № 1
Замените словосочетания “прилагательное + существительное” словосочетаниями “существительное + существительное”. С любыми двумя полученными словосочетаниями составьте предложения.
Лесные обитатели, городской житель, водяная струя, книжная обложка.
КАРТОЧКА № 2
Определите, как связаны слова в словосочетаниях. Укажите падеж имен существительных. Вставьте пропущенные буквы.
Выйти из дому, ехать в автобус.., оплатить проезд, прийти в школу, вынуть из п..ртфеля, приг..товиться к уроку, задание по лит..ратур.., говорить об уроках.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
– Слово учителя.
Предложение – наименьшая единица общения. С помощью предложений мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, просьбами, приказаниями, советами. Предложение характеризуется интонацией и смысловой законченностью, то есть представляет собой отдельное высказывание. Интонационно законченность выражается большой паузой в конце предложения. Предложение имеет грамматическую основу – подлежащее и сказуемое или одно из них.
– Работа со схемой.
– Тренировочное упражнение.
Спишите, подчеркните грамматическую основу предложений. Укажите, какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое.
Утро. Рассвело незаметно. На траве и кустах заблестела роса. Послышалось пение птиц. Я вышел из палатки и направился к реке. Иду, любуюсь дорогой, прислушиваюсь к звукам. Вот и река. Прибрежные камыши изредка шуршат.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
– Тренировочные упражнения.
1. Из данных слов составьте и запишите предложения. Подчеркните грамматическую основу.
На, улица, весна. Горячий, солнце, приятно, печь. Ласковый, ветерок, приносить, аромат, черемуха. Пчелы, спешить, к, душистая, красавица.
2. Спишите, вставляя пропущенные буквы и определяя границы предложений. Подчеркните грамматическую основу.
Слоны идут купат..ся они долго плавают в р..ке ни один сухопутный зверь так (не)любит воду слонихи моют своих к..призных д..тей сл..ненок кричит мамаша втаскивает его в воду она пол..вает ему спину хоботом потом сл..ниха посыпает сына сверху з..млей и п..ском.
(По И. Акимушкину)
3. Выпишите грамматические основы. Определите, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое.
Светает. Я беру весла и иду к реке. Цепной пес Дивный спит у калитки. Он бьет хвостом по земле, но не подымает головы. Дивный давно привык к моим уходам на рассвете. Он только зевает мне вслед и шумно вздыхает.
Я отплываю в тумане. Восток розовеет.
(К. Паустовский)
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал: [1] § 54; [2] § 34.
2. Выполнить упражнение: [1] 587; [2] 219.
IV. ИТОГ УРОКА
– Вопросы учащимся.
– Какова роль предложений в языке?
– Какие члены предложения составляют его грамматическую основу?
– Каковы отличия предложения от словосочетания?
– На какие вопросы отвечает подлежащее? сказуемое?