УРОК № 57
Тема. Повторение и обобщение по теме “Морфология”. Подготовка к контрольной работе
Цель: повторить и обобщить изученное по теме “Морфология”; подготовиться к контрольной работе по теме “Глагол. Наречие. Служебные части речи”; воспитывать интерес к русскому языку.
Ожидаемые результаты: учащиеся распознают самостоятельные и служебные части речи; распознают неопределенную форму глагола и правильно произносят ее; знают об особенностях отдельных форм глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени
Оборудование: учебник, карточки с заданиями, раздаточный материал.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
– Интерактивное упражнение “Микрофон”.
– На уроке я хочу закрепить…
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
– Проверка домашнего задания.
– Объяснительный диктант.
Подчеркните и объясните написание – тся и – ться в глаголах.
Не потрудиться – хлеба не добиться. Мастером нельзя родиться, мастерству нужно учиться. Всякое дело человеком ставится и человеком славится. Волков бояться – в лес не ходить. От работы руки не отнимутся.
III. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
– Тренировочные упражнения.
1. От данных глаголов образуйте глаголы 2-го и 3-го лица единственного числа. Выделите окончания.
Образец: шагнул – шагнешь, шагнет.
Толкать, мелькать, включить, прогуляться, кивать, смеяться.
2. Спишите глаголы прошедшего времени. Расставьте ударения.
Была’, не’ был, дала’, да’ли, жила’, на’чал, начала’, на’чали, по’нял, поняла’, по’няли, со’здал, создала’, со’здали.
3. Образуйте от прилагательных наречия. Расставьте ударения. С двумя наречиями составьте предложения.
Образец: высокий – высоко’.
Широкий, глубокий, легкий, далекий, жестокий, завидный.
4. Переведите текст с украинского языка на русский (текст лежит на каждой парте). Надпишите над самостоятельными частями речи, какая это часть речи, служебные части речи выделите графически.
З вогнем та водою не жартуй. Від своєї совісті не втечеш. Добрі вісті не лежать на місті. Добро не пропадає, а зло не вмирає. Гірко поробиш – солодко з’їси. Спочатку думай, а потім роби.
– Индивидуальная работа по карточкам.
КАРТОЧКА № 1
Преобразуйте словосочетания по образцу, заменив прилагательное + существительное сочетанием глагол + наречие.
Образец: горячий спор – горячо спорить.
Резкий удар, быстрая ходьба, случайная встреча, тихая беседа, громкий разговор.
КАРТОЧКА № 2
Подберите к наречиям антонимы.
Говорить весело, подниматься быстро, писать небрежно, смотреть грозно, слушать внимательно.
КАРТОЧКА № 3
Раскройте скобки, подобрав подходящий предлог. Определите падеж существительного.
Заплатить (багаж), рассказать (поход), увериться (правота), предостеречь (опасность), отойти (остановка), выйти (школа).
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Повторить теоретический материал: [1] § 43-52; [2] § 57-64.
2. Выполнить упражнения: [1] заполнить таблицу, с. 261; [2] 404, 407.
V. ИТОГ УРОКА
– Интерактивное упражнение “Микрофон”.
– Самым сложным для меня на уроке было.