Цель: углублять знания учащихся о предложениях с главными и второстепенными, однородными членами, о предложениях-репликах; развивать умения использовать в речи различные по составу предложения; воспитывать речевую культуру.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ
I. Вводно-мотивационный этап.
1. Объявление темы, задач урока.
2. Мотивация.
Красива ли наша речь? Умеем ли мы в устной речи пользоваться знаниями, полученными при изучении правил русского языка?
II. Операционно-познавательный этап.
3. Речевая разминка: упр. 145. Чтение
Выполнение дополнительного задания: запись второго четверостишия по памяти.
4. Работа с правилом (с. 65). Зависимые слова при однородных членах предложения.
5. Выполнение упр. 146, содержащего теоретический материал. Профилактика ошибок при построении предложений с однородными членами.
6.
7. Работа с дополнительным материалом. Прочитайте текст, определите его стиль, подберите заголовок.
В заповеднике1 Аскания-Нова живут друзья: большой пеликан и маленький котенок. Обычно они встречают(?)ся после рыбной ловли. Пока пеликан ловит рыбу, котенок сидит на берегу.
Но вот птица выбралась на берег, раскрыла клюв и широко растянула кожаный мешок под ним. Котенок быстро забирает(?)ся в клюв и начинает лакомит(?)ся там рыбными остатками.
Однажды по берегу шел человек. Он подошел к пеликану, когда котенок сидел в клюве. Пеликан затолкал котенка в свой кожаный мешок, сомкнул клюв и взлетел в воздух. Он долго летал над озером.
И только когда человек спрятался в кустах, птица опустилась на землю. Пеликан разжал клюв, и оттуда как ни в чем не бывало важно вышел путешественник-котенок.
По А. Мозгову
Составьте вопросы по содержанию текста.
Поясните написание слов со скобками.
Укажите в предложениях второго абзаца однородные члены предложения.
8. “Петрушкины забавы”: упр. 148. Отработка умения самостоятельно составлять предложения с однородными членами на заданную тему. Проведение игры “Кошки-мышки”.
9. “Петрушкины забавы”: упр. 149. Отгадывание загадки {ответ, дан на с. 174 учебника) с последующим выполнением языковой задачи.
III. Коррекционно-оценочный этап.
10. Обобщение и систематизация изученного: упр. 150.
11. Пояснение домашнего задания: упр. 151.
12. Самооценка и оценивание учителем учебных достижений учащихся.
________________________________
1 Запове? дник – неприкосновенный участок земли или водного пространства, где сохраняются и оберегаются редкие виды животных, растений, минералов, культурно-исторические памятники и т. п.