ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
УРОК № 15
Тема. Простое (глагольное) сказуемое
Цель: углубить знания учащихся о главных членах предложения, ознакомить со способами выражения сказуемого, совершенствовать умение выделять грамматическую основу предложения; развивать навыки работы с текстом и отдельными предложениями, способность наблюдать, анализировать языковые явления, делать выводы; воспитывать культуру речи.
Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал.
ХОД УРОКА
Гору нельзя увидеть, стоя рядом с
Р. Эмерсон
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
(Несколько учеников записывают составленные дома предложения и выполняют их синтаксический разбор.)
2. Беседа.
1) Какие члены предложения называются главными и почему?
2) Что такое подлежащее?
3) Чем оно может быть выражено?
4) Что такое сказуемое?
5) Чем оно может быть выражено?
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Коллективная работа.
– Запишите предложения. Найдите
Наш шофер – пожилой загорелый мужчина. Он медленно ведет автобус по горной дороге. На юго-западе возвышаются белые вершины Эльбруса. По происхождению Эльбрус – потухший вулкан. Контуры снежного великана правильны и красивы.
2. Объяснение нового материала.
Сказуемое – это главный член предложения, который обычно связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? и др.
Сказуемое выражает грамматическое значение одного из наклонений.
Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется простым глагольным сказуемым. Например:
1) Уже Проснулись певчие птицы. (Глагол-сказуемое – изъявит. накл., прош. вр.)
2) Громко Поют птицы. (Глагол-сказуемое – изъявит. накл., наст. вр.)
3) Еще громче Будут петь птицы. (Глагол-сказуемое – изъявит. накл., буд. вр.)
4) В спортивной секции вы Тренировались бы более регулярно (Глагол-сказуемое – условное наклонение.)
5) Вы Возьмите с собой в поход туристскую карту-схему. (Глагол-сказуемое – повелительное наклонение.)
В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом.
(Учитель может предложить учащимся прочитать теоретический материал учебника.)
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с учебником.
(Учитель предлагает ученикам выполнить упражнения из учебника.)
2. Выполнение учащимися разноуровневых заданий.
Задания начального и среднего уровней
1) Коллективная работа.
– Запишите предложения, составьте их схемы.
– Какими формами глаголов выражены в них простые глагольные сказуемые?
Кончилась летняя теплая ночь. Занимается над лесом утренняя заря.
Скоро взойдет, обсушит росу теплое солнышко. Будет радоваться вся природа.
Мы крепко привязали наши палатки. Иначе их бы сорвал ветер.
2) Индивидуальная работа.
– Прочитайте предложения.
– Найдите простые глагольные сказуемые, укажите их формы и грамматическое значение.
– Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и употребляя сказуемые в указанных формах.
А) Прошедшее время.
По утрам над полями расст..лается густой пар.
Мы вид..м на крышах изморозь.
Тает мокрый снег.
Б) Повелительное наклонение.
Вы разб..ретесь в этой задаче.
Ты внимательно ра..ссмотришь чертеж.
Вы подготовитесь к самостоятельной р..боте.
В) Условное наклонение.
Без тренировки я (не)стану победителем.
Сходи ты после школы в поликлинику.
Задания достаточного и высокого уровней
1) Коллективная работа.
– Прочитайте предложения, найдите сказуемые, не согласованные с подлежащим.
– Какое грамматическое значение они имеют?
– Выпишите предложения с простым несогласованным сказуемым.
Хозяин приподнялся, сильно толкнул дверь.
Подруга каждая тут тихо толк подругу.
Вот подошла волна, схватила и понесла куда-то лодочку.
Мы оба нагнулись, да разом и хвать змею.
Климов полюбил военное дело.
Отец-то мой ему и полюбись.
2) Индивидуальная работа.
– Составьте и запишите предложения, используя в качестве простых глагольных сказуемых устойчивые словосочетания, которые употребляются чаще в книжной речи (дать обещание, отдать приказ, внести предложение, одержать победу).
– Выполните такую же работу, используя фразеологизмы, употребляющиеся в разговорной речи (повесить нос, клевать носом, задрать нос).
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
1. Оценивание учебных достижений учащихся.
2. Заключительная беседа.
1) Что вы знали о сказуемом до этого урока?
2) Что нового вы узнали о нем сегодня?
3) Что такое сказуемое?
4) На какие вопросы оно отвечает?
5) Чем сказуемое может быть выражено?
6) Что такое простое глагольное сказуемое?
Вывод. Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и выражает грамматическое значение одного из склонений. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого – либо наклонения, называется простым глагольным сказуемым.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Составить десять предложений с простым глагольным сказуемым в разных наклонениях или выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).