СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
УРОК № 7
Тема. Простое и сложное предложение
Цель: научить различать простое и сложное предложения; совершенствовать умения и навыки выделять грамматическую основу предложения, правильно интонировать простые предложения с учетом цели высказывания и эмоциональной окраски; развивать навыки редактирования; воспитывать умение созерцать окружающий мир и жить в гармонии с ним.
Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал.
ХОД УРОКА
Самое главное заметить красивое,
(Из журнала)
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
(Несколько учеников высокого уровня читают сочинения-миниатюры, учитель выборочно проверяет тетради.)
2. Беседа.
1) Что такое предложение?
2) Каковы основные признаки предложения?
3) Чем предложение отличается от словосочетания?
4) Что называется грамматической основой предложения?
5) Как делятся предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске?
6)
7) Как делятся предложения по количеству главных членов в грамматической основе?
8) Как делятся предложения по наличию-отсутствию второстепенных членов?
3. диктант с грамматическим заданием.
– Запишите текст под диктовку. Подчеркните грамматические основы предложений.
– Охарактеризуйте предложения по цели высказывания, по составу, наличию второстепенных членов.
– Назовите сложные предложения.
– Чем сложные предложения отличаются от простых?
Лето. Ковры из трав и цветов. Листья на деревьях свеже-зеленые, молодые, плотные. К осени они пожелтеют и засохнут. Но жизнь растений можно продлить, если сделать из сухих листиков и трав интересные аппликации. Тополиный пух станет снегом, а листья папоротника станут елочками.
Самое главное заметить красивое, не пройти мимо.
(Из журнала)
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Грамматическое задание учащимся.
– Из двух данных предложений составьте одно сложное.
– Определите, выражает ли простое предложение в составе сложного законченную мысль.
– С помощью чего соединяются простые предложения в сложные?
– Понаблюдайте, как средства связи (союзы) простых предложений влияют на смысл сложного предложения
1). Комментарий был кратким. 2). Он сестре понравился. Использовать союзы: но, хотя, поэтому, так что.
Не использовать союзы.
2. Объяснение учителя.
(Учитель может предложить учащимся прочитать теоретический материал учебника.)
Кроме простых предложений, в русском языке часто употребляются сложные, при помощи которых мы выражаем более развернутые мысли.
1) Простые предложения в составе сложного не выражают законченную мысль, они сливаются по смыслу и в произношении в одно целое.
2) Простые предложения соединяются в сложные с помощью:
– союзов и союзных слов;
– интонации (без союзов и союзных слов).
3) Союзы и союзные слова влияют на смысл предложения.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Коллективная работа.
(Несколько учеников работают у доски.)
– Запишите предложения.
– Выделите в них грамматические основы.
– Выполните синтаксический разбор предложений.
1) Теплое пасмурное утро, чуть-чуть моросит.
2) Тихо, и синева повисла между еще зелеными деревьями.
3) Лиловый подлесок пожелтел, и под ним уже ковер желтой листвы, и в лесу пахнет пряниками.
4) Как все затихает, когда удаляешься в лес!
Вывод. В составе сложного предложения могут быть как двусоставные, так и односоставные, как распространенные так и нераспространенные предложения.
2. Коллективная работа “Лингвистический эксперимент”.
– Сравните два текста, укажите чем они отличаются.
– Определите, какой из текстов – авторский, а какой – измененный. Аргументируйте свою точку зрения.
№ 1 | № 2 |
Каюту качнуло, и со стола скатилась ручка. Переборка скрипнула, зазвенела разбитая тарелка, и с грохотом захлопнулась дверь. С каждым часом сила шторма нарастала. | Каюту качнуло. Со стола скатилась ручка. Переборка скрипнула. Зазвенела разбитая тарелка. С грохотом захлопнулась дверь. С каждым часом сила шторма нарастала. |
Вывод. Авторский текст размещен под № 2. Простые, короткие предложения позволяют наилучшим образом передать стремительность, напряженность событий, взволнованность рассказчика. Замена простых предложений сложными снимает эту напряженность и, следовательно, стилистически нецелесообразна. Отсутствует смысловая связь между простыми предложениями, из которых искусственно построены сложные.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
1. Оценивание учебных достижений учащихся.
2. Заключительная беседа.
1) Чем отличается сложное предложение от простого?
2) Выражают ли законченную мысль простые предложения в составе сложного?
3) С помощью чего простые предложения соединяются в сложные?
4) Могут ли быть в составе сложных предложений двусоставные/ односоставные; распространенные/нераспространенные предложения?
5) Какие предложения лучше использовать для передачи в тексте напряженности и взволнованности рассказчика?
Вывод. Простые предложения в составе сложного не выражают законченную мысль, они сливаются по смыслу и в произношении в одно целое. Простые предложения соединяются в сложные с помощью союзов и союзных слов, интонации. В составе сложного предложения могут быть как двусоставные, так и односоставные, как распространенные, так и нераспространенные предложения. Простые, короткие предложения позволяют наилучшим образом передать стремительность, напряженность событий, взволнованность рассказчика.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).
3. Выписать из художественных произведений 5 простых и 5 сложных предложений; выполнить синтаксический разбор одного простого и одного сложного предложения.