УРОК № 28
Тема. Прямое и переносное значение слова
Цель: познакомить учащихся с особенностями слов, имеющих прямое и переносное значение; учить употреблять слова в переносном смысле; научить определять по толковому словарю прямое и переносное значение слова; развивать творческие способности; воспитывать любовь к природе.
Ожидаемые результаты: учащиеся находят в толковом словаре прямое и переносное значение слова; знают, на основании чего происходит перенос; употребляют в своей речи слова в переносном смысле.
Оборудование:
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
– Вопрос и задание учащимся.
Прочитайте данный отрывок. Как вы думаете, почему внук не понял бабушку?
Бабушка: “Что-то рано в этом году ударили морозы!”
Внук: “Бабушка! Надо дать им сдачи!”
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
– Проверка домашнего задания.
– Редактирование текста.
Учитывая лексическое значение выделенных слов, скажите, какие слова в данных предложениях
С вершины горы открывается очень прекрасный вид. Мой друг заслуженно считается настоящим, много знающим эрудитом. В магазинах должны вывешиваться прейскуранты цен. Снег выпал в ноябре месяце.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
– Работа с учебником.
Прочитайте теоретический материал: [1] с. 125-127.
– Работа со схемой.
– Тренировочные упражнения.
1. Выпишите словосочетания в две колонки: 1) с прямым значением слов; 2) с переносным. Сделайте вывод: на основании чего происходит перенос?
Тяжелый чемодан, тяжелый характер; серебряный иней, серебряный браслет; легкая сумка, легкая работа, легкий характер; железный гвоздь, железные нервы; каменное сердце, каменное здание; твердый камень, твердое решение.
2. Найдите в словаре словарные статьи слов: веселый, удар, загореться. Объясните, как обозначается переносное значение в толковом словаре. Составьте предложения: I вариант – с прямым значением данных слов, II – с переносным.
– Слово учителя.
Чтобы правильно понимать слова, употребленные в переносном значении, нужно развивать в себе воображение, фантазию. У больших мастеров слова встречается совсем необычное, свежее, неизбитое употребление слов в переносном значении. Это помогает рисовать яркие запоминающиеся картины.
– Задание учащимся.
Прочтите стихотворение. Выпишите слова (в составе словосочетания), употребленные в переносном значении. Как вы понимаете их смысл?
Здесь тишина. Возьми ее и трогай,
И пей ее, и зачерпни ведром.
Выходит вечер прямо на дорогу,
И месяц землю меряет багром.
Все голубым окутано покоем,
И виден день, заброшенный в траву…
Вы спросите: “Да где ж это такое?”
А я не помню, и не назову.
(А. Прокофьев)
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
– Выборочный диктант с заданием.
Выпишите словосочетания, в которых есть слова с переносным значением. составьте с каждым из этих слов еще одно словосочетание, употребив его также в переносном значении.
Образец: грустит подсолнух – грустит лес.
Огурцы притаились, кот притаился, малыш притаился; золотой браслет, золотое кольцо, золотые листья; лев идет, ученик идет, дождь идет; проснулся ребенок, проснулось солнце, проснулась собака.
– Диктант-перевод.
Переведите с украинского языка на русский. Подчеркните слова в переносном значении.
Вранці випливло сонечко на погідне небо оглянути, що зробила ніч із землею. Вітер стих, і чистий, свіжий сніг сріблом сяяв під блакитним наметом неба. Земля наче вбралась на Різдво у білу сорочку.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. выучить теоретический материал: [1] § 25; [2] § 12.
2. выполнить упражнение: [1] 276; [2] 79.
VI. ИТОГ УРОКА
– Интерактивное упражнение “Микрофон”.
– На сегодняшнем уроке мне понравилось…