УРОК № 39
Тема. Род и число имен существительных
Цель: дать понятие о роде существительных в русском языке; формировать представление об изменении существительных по числам; развивать навыки согласования прилагательных с существительными, род которых не совпадает в русском и украинском языках; работать над развитием и культурой речи.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, таблица.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Работа по карточкам.
Карточка
Выпишите из данных предложений имена существительные. Выполните их разбор по составу.
Летняя ночь коротка. Чуть забрезжил рассвет, мы выбрались из палатки, сели на берегу и стали ловить рыбу.
Карточка № 2
Выпишите из данных предложений имена существительные. Выполните их разбор по составу.
Улетают последние птицы. Вчера улетели грачи. Перед отлетом они долго с криком реяли над рощей.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Объяснение учителя.
Существительные в русском языке, как и в украинском, бывают мужского, женского и среднего рода, например: брат, стол, прыжок,
2. Выборочное списывание.
(Словосочетания записаны на доске.)
Красный цветок, белая кофточка, ослепительная белизна, белить потолок, молодой лес, веселая молодость, быстрая ходьба, новое задание, красивое строение, опытный строитель, холодное утро, зимний холод.
– Выпишите из данных сочетаний существительные сначала мужского рода, потом женского и, наконец, среднего.
3. Объяснение учителя.
Очень часто род имен существительных в русском и украинском языках совпадают. Рассмотрим таблицу.
В русском языке | Род | В украинском языке | Род |
Дом | Мужской | Дім | Чоловічий |
Берег | Мужской | Берег | Чоловічий |
Корабль | Мужской | Корабель | Чоловічий |
Книга | Женский | Книга | Жіночий |
Ночь | Женский | Ніч | Жіночий |
Окно | Средний | Вікно | Середній |
Поле | Средний | Поле | Середній |
Однако в некоторых случаях род имен существительных в русском и украинском языках не совпадают.
Например: собака в русском языке – существительное женского рода, а в украинском – мужского, в русском языке путь – существительное мужского рода, в украинском – женского.
Такие несоответствия нужно знать, находить в языке и запоминать, чтобы правильно согласовывать существительные с прилагательными и правильно строить свои высказывания.
4. Объяснение учителя.
В русском языке, как и в украинском, имена существительные изменяются по числам. Существительные имеют два числа: единственное (укр. однина) (стол, брат, стена, имя, человек) и множественное (укр. множина) (столы, братья, стены, имена, люди).
В русском языке есть имена существительные, число которых не совпадает с соответствующими украинскими.
5. Работа с учебником.
Теория В. Раздел “Сравните!” (с. 176).
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
1. Перевод на украинский язык. Грамматическое задание.
– Переведите на украинский язык слова рукопись, боль, насыпь, дробь.
Определите род этих существительных в русском и украинском языках.
Составьте и запишите словосочетания с этими словами, подобрав подходящие по смыслу имена прилагательные.
2. Словарный творческий диктант.
– Поставьте данные существительные во множественное число и запишите их.
Лист, планета, яблоко, документ, магазин, площадь, вечер, луч, чувство, заявление, окрестность.
3. Диктант.
– Запишите предложения. Подчеркните имена существительные. Определите их число.
Тишина леса нарушается птичьим пением. Мы подходим к поляне. Она пестреет цветами. Над ними с жужжанием летают пчелы.
VІ. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ
1. Перевод с украинского языка на русский.
Упр. 395.
2. Чтение стихотворения “деревня”.
Учебник, с. 179.
3. Практическое упражнение.
Упр. 397.
4. Игра “Отгадай загадку”.
Упр. 399.
5. устное подведение итогов работы по речевой теме. Упр. 401.
VІI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VIІI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал занятий 34, 35.
2. Выполнить упр. 390, 398.