I СЕМЕСТР
УРОК 17
Тема. Семья. Предложения, в которых о чем-то просят, приказывают или предлагают. Интонация законченного предложения
Цель: обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление и монологическую речь учащихся; воспитывать культуру устной и письменной речи, интерес к изучению русского языка.
Оборудование: плакат с ребусом 7Я (семья), сюжетная картинка “Семья”.
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний учащихся
–
– Редко видим в небе просинь.
Тучи, дождь – ведь это… (осень).
– Открывают детворе
Двери школы в… (сентябре).
– Лист последний на заре
Сбросил лес наш в… (октябре).
– Утром лужи во дворе
Льдом покрыты в… (ноябре).
– Что нам дарит волшебница-осень?
– Вспомните загадки про овощи и фрукты.
III. Сообщение темы и задач урока
Вывешивается плакат с ребусом 7Я.
Учитель. Разгадайте ребус и узнайте тему нашего сегодняшнего урока.
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1.
– Что такое семья? (Семья – группа живущих вместе родственников.)
– Сколько человек в вашей семье? Назовите их.
2. Работа с загадками-складанками
– Вот семейный наш портрет,
Самый старший, в центре,- … (дед).
– Вкусные оладушки
Мы едим у… (бабушки).
– Хоть шалит частенько Юля,
Все прощает ей… (бабуля).
– Нас воспитывать любители
Называются… (родители).
– Если я надену шляпу,
Буду я похож на… (папу).
– Заявляем твердо, прямо:
Лучше всех на свете – … (мама).
– Кушай мамин ты блинок,
Подрастай скорей,… (сынок).
– Поцелует мама в щечку
На ночь маленькую… (дочку).
– Из фланелевых пеленок
Ручки вытащил… (ребенок).
– Рыболовный курс наук
Изучает с дедом… (внук).
– Утром бабушка за ручку
В первый класс приводит… (внучку).
– Мне решить задачку рад
Мой спаситель – старший… (брат).
– Тише пойте в небе птички!
Не мешайте спать… (сестричке).
– Одинаковы с лица
Оба брата-… (близнеца).
– Узнаю его не глядя,
Ведь любимый он, мой… (дядя).
– Вы стишок всегда прочтете
За конфетку вашей… (тете).
– Дядя Витя дал мне пряник,
Ведь любимый я… (племянник).
– Шум и гам четыре дня –
Вся гостит у нас… (родня).
– Назовите все новые слова, которые вы узнали.
3. Беседа по сюжетной картинке
– Кто изображен на рисунке?
– Можете ли вы сказать, дружная это семья или нет? Как вы догадались?
– Что вы составили, описывая картинку? (Предложения)
– Что такое предложение? Из чего оно состоит? Что выражает?
4. Развитие речи. Составление побудительных предложений (без употребления терминов)
Учитель. Составьте, пожалуйста, предложение-просьбу или предложение-приказ. Не забудьте про вежливые слова.
Пример:
– Внученька, пожалуйста, подай мне спицы.
Учащиеся составляют предложения.
Комментарий: учитель обращает внимание на интонирование предложений.
V. Закрепление и осмысление изученного материала
1. Составление диалога (работа в паре)
Например:
– Доченька, подай, пожалуйста, ножницы.
– Какие?
– Самые маленькие.
– Пожалуйста, мама.
– Большое спасибо, дочурка.
2. Разучивание учащимися стихотворения со слов учителя
Бабушка, папа, мама и я –
Наша дружная семья.
Мы друг друга уважаем,
Мы друг другу помогаем.
З. Александрова
VI. Итог урока
– Назовите тему нашего сегодняшнего урока.
– Что такое семья?
– Какие новые слова вы выучили?
– Какие предложения составляли?
– Расскажите о своей семье.
– Нарисуйте свою семью.