I СЕМЕСТР
УРОК 3
Тема. Школа. Устные высказывания. Составление предложений. Усвоение слов учитель, ученик, ученица, да, нет, это. Отработка произношения звука [ч’]
Цель: развивать умения слушать и понимать устное высказывание, составлять предложения; познакомить учащихся со звуком [ч’], сравнить данный звук со звуком [ч] в украинском языке; обогащать словарный запас и развивать монологическую и диалогическую речь учащихся; воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: сюжетные рисунки на тему “Школа”,
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Отгадывание загадки
– К нам на урок пришел. Угадайте кто?
В класс пришел сегодня к нам
Деревянный мальчуган.
Ключик он в руке несет,
Нос во все дела сует.
Потому, наверно, носит
Мальчик очень длинный носик. (Буратино)
Появляется Буратино-игрушка.
2. Игровая ситуация
Буратино. Ха-ха-ха, а
Учитель. Буратино! А ты разве не знаешь, как ведут себя воспитанные дети? Буратино. Конечно, знаю!
Учитель. И что же ты знаешь?
Буратино. Воспитанные дети моют руки перед едой, не ковыряют в носу и не показывают язык.
Учитель. Ребята, Буратино правильно ответил? Буратино, ты прав, действительно, не стоит делать все то, что ты назвал, но все-таки ты забыл о самом главном.
Буратино. Да-а-а? О чем же это? А, понял. Воспитанные дети никогда не опаздывают в школу.
Учитель. Конечно, но не это самое главное.
Буратино. Ну, я не знаю. А может, вы, ребята, подскажете мне самое главное правило воспитанного человека?
Дети. Воспитанные люди всегда здороваются.
Буратино. Здороваются? А как это? Я никогда ни с кем еще не здоровался! Ребята, научите меня здороваться. (Ответы учащихся.)
Учитель. Буратино! Теперь ты понял, что со взрослыми или незнакомыми людьми нужно здороваться так: “Здравствуйте!”, “Доброе утро!”, “Добрый день!”, “Добрый вечер!”?
Буратино. Да! Я все понял! А с друзьями или приятелями можно здороваться так: “Привет!”, “Здорово!”?
Учитель. Конечно! А ты, когда пришел к нам в класс, забыл поздороваться. Буратино. Ой, извините меня, пожалуйста, я просто не знал, как надо это делать. Но теперь я всегда-всегда буду со всеми здороваться. Ну, ладно, я пошел. Учитель. Буратино! А попрощаться с ребятами, ты что, тоже забыл? Буратино. Чего-чего? Попрощаться? А как это?
Учитель. Ребята, давайте подскажем Буратино, как надо прощаться. (Ответы детей.)
Буратино. Спасибо вам, теперь я буду не только правильно здороваться, но и прощаться. До свидания, ребята!
Учитель, дети. До свидания, Буратино!
III. Сообщение темы и задач урока
Слово учителя
– Сегодня на уроке мы продолжим работу по теме “Школа”; познакомимся со звуком [ч’] и научимся правильно произносить его, сравним этот звук со звуком [ч] в украинском языке; будем учиться находить эти звуки в разных словах.
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Речевая разминка (работа с чистоговоркой). Игра “доскажи словечко”
Ча-ча-ча – на столе стоит све…
Чу-чу-чу – молоточком я сту…
Чо-чо-чо – не болит мое пле…
Чи-чи-чи – сиди тихо и мол…
Чу-чу-чу – русский я язык уч…
2. Фонетическая минутка. Составление и анализ звуковых схем слов
Украинский | Русский |
У-чи-тель [ч] | У-чи-тель [ч’] |
Учень | Ученик |
Учениця | Ученица |
– Чем отличаются эти звуковые схемы?
– Какой буквой обозначен второй звук в данных словах?
– Какой вывод можно сделать?
Вывод. В украинском языке звук [ч] твердый, а в русском – мягкий, но оба эти звука обозначаются на письме одной и той же буквой ч.
3. Игра “Слова на “ч”
Учитель
Есть зарядка для ума:
Повтори на “ч” слова.
Учащиеся называют слова.
4. Физкультминутка (по выбору учителя)
5. Развитие речи. Задания к рисункам
На рисунках изображены школа, ученики, родители.
1) Посмотрите внимательно на рисунки. Расскажите, что вы видите? Пример ответа
На рисунках мы видим школу. Она новая, хорошая. К школе идут дети. Это ученики. Многих детей провожают мамы, бабушки. Возле школы их встречает учитель. Все ученики любят свою школу, стараются хорошо учиться.
2) Назовите слова, в которых есть звук [ч’]
3) Дайте ответ на вопросы, используя слова да, нет
– Дети идут в школу? (Да)
– Это ученики? (Да)
– Их провожают в школу мамы? (Да) бабушки? (Да) учительница? (Нет)
– Детей встречает возле школы мама? (Нет) бабушка? (Нет) учительница? (Да)
4) Игра “Исправь ошибки”
– Будьте внимательны! Ответьте на вопросы.
– Это школа? (Да, это школа.)
– Это ученик? (Нет, это ученица.)
– Вова – ученица? (Нет, Вова – ученик.)
V. Итог урока
– С каким звуком мы сегодня познакомились?
– Чем этот звук отличается от звука [ч] в украинском языке?
– Что общего у этих двух звуков?
– Какие новые слова выучили на уроке?
– Приведите примеры слов со звуком [ч’].