БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
УРОК № 40
Тема. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения
Цель: углубить знания учащихся о сложном предложении; научить определять смысловые отношения между частями бессоюзного предложения; развивать навыки синтаксического разбора и составления схем; воспитывать чувство уважительного отношения к дружбе; культуру речи, любовь к чтению и художественной литературе.
Оборудование: учебник, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Плохой друг как тень: в солнечный
Народная мудрость
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
(Учащиеся озвучивают материалы, подобранные для уголка русского языка.)
2. Беседа с учащимися.
1) На какие группы делятся сложные предложения?
2) Какие предложения называются сложносочиненными?
3) Назовите группы сложносочиненных предложений по союзам и значению.
4) Какие предложения называются сложноподчиненными?
5)
6) Какие типы связи существуют в предложениях с несколькими придаточными?
3. Диктант с заданием.
– Определите виды сложных предложений и средства связи в них.
1) Книга не только ваш лучший друг, но до конца она верный спутник. (М. Шолохов)
2) Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Д. Дидро)
3) Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку. (М. Горький)
– Вспомните и запишите пословицы или афоризмы о книге и чтении.
4. Лингвистическое наблюдение.
– Прочитайте предложения; определите выраженные в них смысловые отношения. В каких предложениях (союзных или бессоюзных) они выражены четче? Почему?
1) Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.
2) Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.
3) Плохой друг как тень: в солнечный день беги – не убежишь, в пасмурный день ищи – не сыщешь.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа со статьей учебника.
(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)
2. Слово учителя.
Смысловые отношения между предложениями в союзных и бессоюзных сложных предложениях выражаются по-разному. В союзных предложениях в этом принимают участие союзы, поэтому смысловые отношения здесь более определенные, четкие. Например, союз если выражает условие, союз так как – причину, так что – следствие, но – противопоставление и т. д.
В бессоюзных предложениях смысловые отношения выражаются менее четко. Так, например, бессоюзное сложное предложение Лес рубят – щепки летят можно по смыслу сблизить и со сложносочиненным предложением Лес рубят, и щепки летят, и со сложноподчиненным предложением с придаточным условия: Если лес рубят, щепки летят.
Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются в речи интонацией, а на письме – различными знаками препинания.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с учебником.
(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)
2. Коллективная работа.
– Выразительно прочитайте бессоюзные сложные предложения в такой последовательности: а) второе предложение дополняет смысл первого; б) первое указывает на условие того, о чем говорится во втором; в) второе заключает в себе вывод из того, о чем говорится в первом; г) второе указывает на причину того, о чем говорится в первом; д) второе поясняет первое, т. е. раскрывает его содержание; е) обе части предложения рисуют быструю смену событий; ж) в обеих частях перечисляют события; з) содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого. Обратите внимание на знаки препинания в данных предложениях.
1) Надо было налево свернуть – они поехали прямо.
2) Тут его осенила мысль: партизаны должны быть где-то здесь, поблизости.
3) Прогремел выстрел – медведь взревел и встал на дыбы.
4) Дай боли волю – и с постели не встанешь.
5) Он покраснел: ему было стыдно убить человека безоружного.
6) Снегу насыпало – ни пройти, ни проехать.
7) Печален я: со мною друга нет.
8) Народ утих, разошелся, двор опустел.
3. Самостоятельная работа.
– Запишите предложения; определите смысловые отношения внутри сложных предложений; обратите внимание на знаки препинания; выделите грамматические основы.
1) Дождь прошел, вечернее небо очистилось, в селе было тихо, избы темны.
2) Трус не любит жизни: он только боится ее потерять.
3) Источник утоляет жажду – доброе слово оживляет сердца.
4) Преодолеем перевал до захода солнца – успех экспедиции обеспечен.
5) Можно летать много часов – конца-краю не видно тайге.
6) К столбам прикреплены красные таблички: тут останавливаются автобусы.
4. Перевод предложений с украинского языка на русский.
– Переведите предложения на русский язык. Совпадают ли смысловые отношения, выраженные сложными бессоюзными предложениями в русском и украинском языках? Подчеркните грамматические основы.
1) Забудеш рідний край – тобі твій корінь всохне.
2) У серці кожного громадянина живе велике і невгасиме почуття: бачити свою Батьківщину ще могутнішою.
3) Дніпро велично котить могутні хвилі, річкою снують катери, стоять коло берега баржі.
4) Повітря свіже, пахуче: учора над Запоріжжям пройшов ливний дощ.
5) Стихла пісня – тихо стало над степом.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа с учащимися.
1) Какие сложные предложения называются бессоюзными?
2) Как выражаются смысловые отношения в союзных и бессоюзных сложных предложениях?
3) Какие знаки препинания используются в бессоюзных сложных предложениях?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выписать из художественной литературы 5 бессоюзных предложений.
3. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.