УРОК № 18
Тема. Согласные звонкие и глухие (парные и непарные). Звонкие и глухие согласные в сильных и слабых позициях
Цель: углубить знания учащихся о звонких и глухих согласных; познакомить с классификацией звуков (сонорные, звонкие и глухие); формировать умение находить сильную и слабую позицию звонких и глухих согласных; воспитывать у учащихся познавательный интерес.
Ожидаемые результаты: учащиеся классифицируют согласные звуки на сонорные, звонкие и глухие; правильно произносят звонкие и глухие согласные в слабых позициях;
Оборудование: учебник, карточки с индивидуальными заданиями.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
– Задание учащимся.
Из слов, записанных на доске, образуйте пары. Объясните, по какому принципу подбиралась пара.
Слить, доска, колос, злой, горка, голос, тоска, злить, слой, корка.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
– Проверка домашнего задания.
– Словарный диктант.
Запишите слова. Подчеркните сочетания букв, которые пишутся без мягкого знака.
Черничка,
– Индивидуальная работа по карточкам.
КАРТОЧКА № 1
Переведите с украинского языка на русский. Подчеркните буквы, звуковое значение которых отличается в украинском и русском языках.
Голуб, секретар, календар, вісім, багатир, кров, кобзар, воротар, звір, сухар, сім, дріб.
КАРТОЧКА № 2
Запишите слова в алфавитном порядке, разделяя их для переноса. Подчеркните твердые согласные.
Весло, яблоко, беседка, восторг, рисунок, короткий, скользил, гайка, объявление, мохнатый.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
– Работа с учебником.
1. Прочитайте теоретический материал: [1] с. 68-70.
2. Ознакомьтесь с таблицей: [2] с. 15.
– Вопросы учащимся.
– Как образуются звонкие согласные?
– Как образуются глухие согласные?
– Какие согласные называются сонорными?
– Какие глухие согласные не имеют пары по звонкости?
– Тренировочные упражнения.
1. Замените в словах подчеркнутые звонкие согласные парными глухими (устно).
Жить, день, гость, голос, жар, быль, дочка, гол, плоды, пруд, наживка, коза, везти, лез.
2. К данным словам подберите слова с противоположным значением. Запишите полученные пары слов. Подчеркните звонкие согласные одной чертой, глухие – двумя.
Далекий, широкий, густой, кислый, твердый.
3. Запишите данные слова, укажите, в каких из них подчеркнутые буквы обозначают глухой согласный, а в каких звонкий.
Образец: прос[з’]ьба – прос[с’]ить.
ГлаДКий – глаДЕнький, реЗКий – реЗАть, скольЗИть – скольЗКий, хлеБ – хлеБНый, расскаЗ – расскаЗАть.
– Слово учителя.
Четко произносятся звонкие и глухие согласные в сильной позиции, то есть перед гласной и перед звонким согласным.
В слабой позиции звонкие согласные оглушаются. Это происходит в конце слова и перед глухим согласным.
В слабой позиции глухие согласные озвончаются. Это происходит перед звонким согласным.
Чтобы проверить написание согласного, стоящего в слабой позиции, нужно подобрать слово, где он стоял бы в сильной позиции.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
– Тренировочные упражнения.
1. Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочное слово. Подчеркните орфограмму.
Гла.., арбу.., сугро.., сторо.., яго..ка, ноче..ка, стару..ка, зага..ка, пого..ка, бума..ка.
2. Выпишите слова, произношение которых не соответствует написанию. Как называется эта позиция согласных? Подберите проверочное слово. Отгадайте загадки.
Образец: дед[т] – деда.
Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. Красна, сладка, душиста, растет низко, к земле близко. Стоит Антошка на одной ножке, кто ни подойдет, всяк его возьмет. Шел, шел долговяз, в сыру землю увяз.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Прочитать теоретический материал: [1] § 14; [2] § 7.
2. Выполнить упражнение: [1] 149; [2] 43.
VI. ИТОГ УРОКА
– Беседа с учащимися.
– Назовите сонорные звуки. Почему они так называются?
– Какая позиция согласных называется сильной? слабой?
– Что такое оглушение? Приведите пример.
– Что такое озвончение? Приведите пример.
– Как проверить согласную, стоящую в слабой позиции?