ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
УРОК № 17
Тема. Связка. Интонация в простых предложениях с пропуском связки. Тире между подлежащим и сказуемым
Цель: ознакомить учащихся с особенностями строения предложений с пропущенной связкой, обратить внимание на знаки препинания в таких предложениях; развивать логическое мышление, умение последовательно излагать свои мысли, совершенствовать навыки перевода текста с украинского языка на русский; воспитывать интерес к изучению культуры родного края.
Оборудование: учебник, раздаточный
ХОД УРОКА
Жить – Родине служить.
Народная мудрость
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
(Учитель выборочно проверяет тетради учащихся.)
2. Задание учащимся.
– Используя схему, расскажите о видах сказуемого.
– Приведите примеры.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Коллективная работа.
– Запишите предложения. Найдите сказуемые. Чем выражена именная
1. Наталья Алексеевна была молодым врачом. 2. Восточная часть неба была темнее западной. 3. Воздух становится слаще. 4. Разговор час от часу делался шумнее. 4. Земля велика и прекрасна. 5. Только труд – всему основа.
2. Объяснение учителя по плану.
1) Что такое связка.
2) Нулевая связка.
3) Интонирование предложений с нулевой связкой.
4) Знаки препинания в предложениях с нулевой связкой. (Учитель может предложить учащимся прочитать теоретический материал учебника.)
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с текстом. Анализ языковых явлений.
– Прочитайте текст, выделите главные члены предложений, определите тип сказуемых.
– Опуская глагол-связку, измените текст и запишите его.
– Объясните, на каком основании вы произвели изменения. Александр Сергеевич Пушкин был и остается величайшей гордостью русской литературы. Современники называли его солнцем русской поэзии. Повесть “Капитанская дочка” является одним из самых замечательных произведений поэта. Она была написана в 1836 году. В основу повести Пушкина положены картины народной войны под руководством Пугачева.
2. Перевод текста с украинского языка на русский.
– Переведите текст с украинского языка на русский. Озаглавьте его.
– Определите главные члены предложения в русском тексте.
– Выделите предложения с пропущенной связкой.
Кобза – старовинний український народний струнно-щипковий інструмент.
Кобза була досить поширеним інструментом кобзарів – українських народних співців-музикантів (часто сліпих), які виконували свої пісні та думи про боротьбу українського народу з гнобителями, про його життя та побут.
Поступово кобза вдосконалювалася: у неї з’явилися додаткові струни. Так виник більш складний і досконалий інструмент – бандура, який поступово витіснив кобзу.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
1. Оценивание учебных достижений учащихся.
2. Заключительная беседа.
1) Что такое связка?
2) Как интонируются предложения с нулевой связкой?
3) Какие знаки препинания ставятся в предложениях с нулевой связкой?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Составить 5 предложений с пропущенной связкой или выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).