I СЕМЕСТР
УРОК 1
Тема. Вступление. Русский язык – язык русского народа. Общность русского языка с украинским. Значение русского языка в жизни украинского народа
Цель: уточнить представления учащихся о русском языке как средстве общения людей; формировать понятие о родственных языках; развивать речь учащихся; воспитывать любовь к языку, желание его изучать.
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Звонкий прозвенел звонок.
Всех позвал он на урок.
II. Вступительное слово
– Быстро пролетело веселое теплое лето. Вы вернулись в родную школу со свежими воспоминаниями об этой чудной поре. Поделитесь своими впечатлениями с одноклассниками. (Рассказы учащихся о том, как они провели летние каникулы.)
– Какой праздник все отмечают 1 сентября?
– 1 сентября учащиеся, студенты садятся за парты, чтобы продолжить увлекательное путешествие в волшебную страну Знаний.
На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение русского языка.
– Как называется наша страна?
– Какой язык является в нашей стране государственным?
– На каком языке вы общаетесь
– Какие языки изучаете в школе?
– Нужно ли знать несколько языков?
– Для чего?
– Чем больше языков вы будете знать, тем легче вам будет общаться с людьми в разных уголках планеты. В настоящее время в мире насчитывается около 6 тыс. языков. В связи с развитием коммуникаций в мире каждую неделю исчезает один язык.
2/3 населения земного шара общаются на 40 языках. Самые распространенные языки в мире: китайский, испанский, хинди, английский, русский, португальский, арабский.
Когда Кирилл и Мефодий создавали славянскую азбуку, при их путешествии не нужен был переводчик.
От Балтики до Средиземноморья, от Лтавы до Днепра все славяне говорили на одном праславянском языке.
Русский и украинский – очень близкие родственные языки.
III. Закрепление и осмысление нового материала
1. Минутка каллиграфии
Первое сентября – День знаний.
2. Прочитайте слова. Можно ли сказать, на каком языке они записаны?
– Поставьте ударение в словах. Какие слова различаются ударением?
3. Отгадайте загадку
– Лежит на полке и молчит.
Возьми открой – заговорит,
Расскажет вам про все на свете.
Дружите крепко с нею, дети! (Книга)
Знакомство с учебником
– Запишите отгадку. Поделите слово на слоги. Поставьте ударение. Назовите звуки в слове.
– Запишите последнее предложение из текста загадки.
4. Работа в группах
– Прочитайте пословицы. Объясните их значение.
– Без наук, как без рук.
– Учить – ум точить.
– Ученье – свет, неученье – тьма.
5. Давайте поиграем. “Накорми животное”
Наглядный материал: картинки с изображением животных.
Вначале учитель помогает учащимся вспомнить, какое животное чем питается. Затем предлагает назвать только двусложные слова, обозначающие пищу, и сказать, какому животному можно предложить это угощение. Аналогично проводится работа с трехсложными словами. Учащиеся предлагают: сено, овес, мясо, морковь, молоко, капусту. Учащиеся вместе с учителем анализируют слоговый состав слов.
6. Письмо по памяти
Коллективное заучивание четверостишия. Запись по памяти. Работа в парах. Взаимопроверка
Не умеет дятел петь.
Нет у дятла слуха.
Говорят, ему медведь
Наступил на ухо.
Л. Татьяничева
7. Игра “переводчики”
Яскраво світить сонце. Дме теплий вітерець. Діти весело хлюпочуться в річці. На березі Кирило грається з Мухтаром. Собака шукає палку.
Учащиеся записывают перевод текста в тетради.
– Тяжело ли было переводить? Почему? (Русский и украинский языки – близкие, родственные.)
IV. Итог урока
Беседа
– Понравилось ли вам на уроке?
– Чему вы сегодня научились?
– Что больше всего запомнилось?
V. Домашнее задание