УРОК № 18
Тема. Второстепенные члены предложения. Дополнение (прямое и косвенное)
Цель: углубить знания учащихся о дополнении; ознакомить их с видами дополнений; развивать у детей логическое мышление; воспитывать у них культуру речи.
Ожидаемые результаты: учащиеся по вопросу выделяют второстепенные члены предложения, распространяют нераспространенное предложение; переводят термины с украинского языка на русский.
Оборудование: учебник, дидактический материал, схема.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I.
– Проверка домашнего задания.
– Объяснительный диктант.
Родимая сторона – мать, чужая – мачеха. Глаза как плошки, а не видят ни крошки. Чистота – половина здоровья. Спать долго – жить с долгом. Веселье делу не помеха. Чужим умом жить – добра не нажить. Ученье – свет, а неученье – тьма. Бедность не порок. Повторенье – мать ученья. Несчастья бояться – счастья не видать.
(Пословицы и поговорки)
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
– Задание учащимся.
Сравните тексты и сделайте вывод
Текст 1
Вдруг зашуршала верхушка сосны.
Какая-то птица прокричала хриплым озабоченным голосом три раза одну и ту же фразу. Начала в четвертый раз, сбилась, сконфузилась и замолчала.
Текст 2
Зашуршала верхушка. Птица прокричала. Начала, сбилась, сконфузилась и замолчала.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
– Ознакомление со схемой.
– Работа с учебником.
Чтение теоретического материала.
[1] – с. 83.
[2] – с. 70-71.
– Беседа с учащимися.
– Что такое дополнение?
– На какие вопросы отвечает дополнение?
– Какие дополнения называют прямыми, а какие – косвенными?
– Тренировочные упражнения.
1. Сопоставьте предложения, определите в них роль выделенных слов.
Уроки были приготовлены. Мы приготовили уроки. Утро мы посвящаем работе. Утро выдалось ясное, солнечное. Издали мы увидели дом, стоявший на горе. Дом, стоявший на горе, был виден издали. Вокруг школы росли березки. Вокруг школы ребята посадили березки.
2. К данным глаголам подберите существительные, составьте небольшие предложения, чтобы при каждом глаголе было прямое и косвенное дополнение.
Беспокоить, знакомить, хвалить.
3. В данных предложениях определите, каким членом предложения является инфинитив. определите вид сказуемого.
С утра мы решили заняться делом. Врач запретил мне читать лежа. Мать велела поставить чайник. Не стану описывать мое состояние. Ему велели много гулять. Мы решили укрыться от дождя. Наташа просила проводить ее. Он попросил нас зайти. Я начал разыскивать книгу.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
– Тренировочные упражнения.
1. Найдите в предложении подлежащее и дополнение. Перестройте предложение так, чтобы подлежащее стало дополнением, а дополнение – подлежащим.
Деревья были повалены ураганом. Дочь любит мать. Отец подарил мне ноутбук. День сменяет ночь, а осень сменяет лето.
2. Выпишите словосочетания Определите падеж существительного и вид дополнения. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы.
Конек реж..т лед. Буря мглою небо кро..т. (А. Пушкин) Мастер чинит телефон. Я зап..раю дверь ключ..м и прячу ключ.. в карман. Сильное впеч..тление производит вид воды, падающей с огромной высоты.
3. Замените в словосочетаниях прямые дополнения косвенными, а косвенные – прямыми, подобрав для этого однокоренные существительные.
Победить стихию. Решать задачу. Вязать свитер. Написать статью. Читать книгу.
4. Исправив речевые ошибки, запишите предложения.
Все восхищаются его умению рисовать. Вода подбиралась до самого дома. Над строительством станции руководили опытные инженеры. Вся команда была уверена в свою победу над соперниками.
5. Переведите с украинского языка на русский правила пользования лифтом. Подчеркните дополнения. Подумайте, какие еще правила пользования лифтом вы знаете?
– Перед посадкою в ліфт перевірте його справність.
– Зайшовши до кабіни, зверніть увагу на наявність кнопок і освітлення.
– З підозрілими людьми разом у ліфт не заходьте.
– Не намагайтесь самостійно вибратися із зупиненого ліфта.
– Не катайтеся на даху ліфта.
– Не користуйтесь ліфтом під час пожежі в будинку.
– Работа с учебником.
Выполнение упражнений.
[1] – 83 (письменно).
[2] – 173 (письменно).
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выполнить упражнения: [1] – 85 (письменно); [2] – 174, 177 (письменно).
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
– Беседа с учащимися.
– Как определить вид дополнения?
– Какими частями речи выражаются дополнения?