II СЕМЕСТР
УРОК 68
Тема. Закрепление изученного материала. Деление слов на слоги. Определение ударного гласного. Чтение звуковых схем слов. Построение словосочетаний, предложений по данной схеме
Цель: совершенствовать у учащихся умение делить слова на слоги и определять ударный гласный; продолжить работу над чтением звуковых схем слова; формировать умение правильно строить предложения и словосочетания; употреблять их в речи; развивать культуру речи.
Оборудование: схемы предложений, рисунок “Дети в лесу”.
Тип
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Сообщение темы и задач урока
Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим работу по делению слов на слоги, выделению ударного гласного звука. Будем подбирать слова к звуковым моделям, предложения – к схемам предложений.
III. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Игра “поймай слово”
Учитель читает чистоговорку и сопровождает чтение демонстрацией рисунков. Учащиеся произносят “нарисованные” слова.
– Жу-жу-жу, жу-жу-жу –
Как-то еж пришел к ужу.
– Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Мне
– Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ежатами дружу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа –
Еж уходит от ужа.
– Жа-жа-жа – видели в лесу ежа.
Жу-жу-жу – спели песню мы ежу.
Жи-жи-жи – нас услышали ежи.
Же-же-же – приползли ужи к меже.
2. Работа с лексическим и фонетическим значением слов
– Кто пришел к нам в гости? (Еж и уж)
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Ежик)
– Давайте посчитаем, сколько слогов в слове ежик. (Е-жик – 2 слога)
– А теперь позовите ежика – пусть он у нас погостит! (Й-о-о-жик!)
– Какой звук мы произнесли с большей силой голоса и тянули дольше, чем все остальные звуки? (Звук [о])
– Итак, мы нашли звук, на который падает ударение, или ударный звук.
– Составьте предложение со словом ежик, чтобы в нем было четыре слова.
(Ежик бегал по лесу. Ежик живет в лесу.)
– Это кто там лентой черной
К ручейку скользит проворно?
Сквозь кусты пробрался ловко.
А на маленькой головке
(Все об этом знать должны)
Пятна желтые видны. (Ужик)
– Сколько слогов в слове ужик? (2 слога)
– Давайте позовем ужика в гости! (У-у-ужик!)
– На какой звук падает ударение? (Звук [у])
– Возьмите свои карточки и составьте предложение из двух слов со словом ужик.
(Ужик ползет.)
– А теперь с помощью звуковых карточек составьте слово ужик. ()
3. Игра “поймай звук”
Комментарий: учитель читает слова, а учащиеся должны определить место нахождения указанного звука в слове. Если звук стоит в начале слова, учащиеся поднимают правую руку, если в конце – левую, а если в середине слова,- хлопают в ладоши.
[с]
Сыр, сынок, сито, листок, спина, рис, ус, пес, вырос, письмо, писатель.
[п]
Песня, праздник, пыль, петух, сноп, лепет, аптека, аппарат, стоп.
4. Игра “поймай слог”
Комментарий: учитель называет слова, а учащиеся топают ногами, если в слове один слог.
Солнце, луч, дом, дети, школа, парта, стул, ключ, окно, мел, доска, учебник, стол.
5. Игра “Узнай слово”
Учитель показывает схему, а учащиеся подбирают к схеме слова.
(Дом, рот, сыр, нос.)
(День, лень, пень, тень.)
(Мир, пир, рис.)
6. Игра “позови ударный звук”
Комментарий: ученик называет любое слово, остальные учащиеся “зовут” это слово и выделяют ударный звук. Игра проводится “цепочкой”.
7. Составление рассказа по рисунку и схеме
На рисунке изображены дети. Они пришли в лес и собирают грибы и ягоды.
В ЛЕСУ
Дети пришли в лес. Там они увидели белку и ежика. Марина собирает ягоды. Сережа ей помогает. Саша и Оля собирают грибы. Хорошо в лесу!
IV. Итог урока
– Кто приходил к нам в гости? (Ежик и ужик)
– Что на уроке вам понравилось больше всего?
– Куда ходили дети? (В лес)
– Что они там собирали? (Грибы и ягоды)
– В какое время года лес дарит нам грибы и ягоды?
– Какие правила поведения в лесу вы знаете? Зачем они нужны?