ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА. ОДНОЗНАЧНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА

Цель: ознакомить учащихся с однозначными и многозначными словами, их ролью в речи; совершенствовать умения анализировать, находить, соотносить многозначное слово с конкретным значением; развивать память; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать интерес к изучению русского языка.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ

I. Вводно-мотивационный этап.

1. Объявление темы, задач урока.

2. Мотивация.

В русском языке есть однозначные и многозначные слова. Как вы думаете, чем они отличаются? На сегодняшнем уроке вы научитесь различать

однозначные и многозначные слова, правильно использовать их в речи.

II. Операционно-познавательный этап.

3. Речевая разминка: упр. 213. Чтение учащимися стихотворения. Беседа по содержанию стихотворения. Актуализация знаний о способах определения лексического значения слова.

Работа с иллюстрацией (с. 91).

Выполнение дополнительного задания: запись первого четверостишия по памяти.

4. Работа с правилом (с. 92). Усвоение понятий однозначные и многозначные слова.

5. Выполнение упр. 214, содержащего теоретический материал.

6. Работа с информацией рубрики “Для почемучек” (с. 92).

7.

Выполнение упр. 215, содержащего теоретический материал.

Выполнение дополнительного задания: составление и запись предложения, в котором слово идет употребляется в значении “двигается, перемещается”.

8. Работа в группах. Ознакомьтесь с примерами многозначных слов.

Гардеро? б – 1) шкаф для одежды: Дверца гардероба сломалась; 2) помещение в общественном здании для хранения верхней одежды: гардероб на первом этаже; 3) одежда, которую носят: гардероб артистки, обновить гардероб.

Батаре? я – 1) подразделение в артиллерии, совокупность артиллерийских орудий: Батарея открыла огонь по врагу; 2) соединение элементов питания: батарея электрических элементов; 3) название радиатора отопления: В комнате установили две батареи.

Земля? – 1) планета: вращение спутника вокруг Земли; 2) суша (в отличие от водного пространства): Мореплаватели увидели землю; 3) почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность: копать землю, сесть на землю; 4) территория какой-либо страны, государства: украинская земля.

Составьте предложения, в которых многозначные слова имеют разные значения.

9. Выполнение упр. 216.

10. Задание на выбор. По образцу составьте с одним из выделенных слов несколько словосочетаний, в которых данное слово употреблено в разных значениях.

A. Со словом для обозначения предмета.

Б. Со словом для обозначения признака предмета.

B. Со словом для обозначения действия.

Образец. Острый нос, острый угол, острый нож.

11. Выполнение заданий в тетради по развитию речи (с. 54, 55, упр. 2, 3). Работа со стихотворением и словарной статьей с толкованием значений слова теплота.

12. Выполнение упр. 217.

Выполнение дополнительного задания: работа с украинскими многозначными словами.

13. Определите значение слова красный (красивый, нарядный, парадный, ласковый, добрый) в следующих примерах:

1. Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца. 2. Стали жены кликать матушек, нянюшек и красных девушек – чтобы пособили им ткать ковры (“Царевна-лягушка”. Русская народная сказка).

III. Коррекционно-оценочный этап.

14. Обобщение и систематизация изученного: упр. 218.

15. Пояснение домашнего задания: упр. 219.

16. Самооценка и оценивание учителем учебных достижений учащихся.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)


ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА. ОДНОЗНАЧНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА - Плани-конспекти уроків по російській мові


ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА. ОДНОЗНАЧНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА