УРОК № 11
Тема. Актуальное членение предложения. Логическое ударение. Порядок слов в предложении
Цель: дать учащимся понятие об актуальном членении предложения, о порядке слов в нем, учить детей ставить логическое ударение при интонировании; развивать у них навык выразительного чтения; воспитывать у школьников интерес к русскому языку.
Ожидаемые результаты: учащиеся находят в предложении известное и новое; правильно ставят логическое ударение, изменяют порядок слов для выделения наиболее важного в сообщении.
Оборудование:
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
– Проверка домашнего задания.
(Образцы сочинений-миниатюр (ученические работы) см. в Приложении к уроку № 11.)
Обсуждение сочинений-миниатюр.
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
– Задания учащимся.
1. Прочитайте предложение, каждый раз выделяя голосом другое слово. Меняется ли от этого основной смысл предложения?
До поздней ночи они ходили по городу.
2. Измените данное предложение, каждый раз ставя в его начало
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
– Работа с учебником.
Чтение теоретического материала.
[1] – с. 46; с. 51-52, 54.
[2] – с. 43-44.
– Слово учителя.
Порядок слов в русском языке считается свободным, то есть за тем или иным членом предложения не закреплено определенное место. Однако словопорядок в русском языке не произволен, а закономерен, так как подчинен определенным правилам построения предложения. Поэтому любая перестановка слов влечет за собой изменение значения предложения. Ср.: В поход отправилось пятнадцать человек. (точное число); Б поход отправилось человек пятнадцать. (приблизительное количество).
Порядок слов может иметь чисто грамматическое значение. Ср.: Темная ночь. Ночь темная.
Во многих случаях порядок слов имеет только стилистическое значение: перестановка слов способствует смысловому выделению того или иного слова, а смысл и синтаксическая роль остаются неизменными. Ср.: Я поеду в Донецк. Поеду в Донецк я. Я в Донецк поеду.
При грамматическом членении члены предложения занимают определенные синтаксические позиции: подлежащее ставится перед сказуемым, дополнение – после сказуемого, определение – перед определяемым словом, обстоятельство – после сказуемого или в начале предложения. Такой порядок слов называется прямым.
Обратный порядок, или инверсия (от лат. inversion – перестановка), используется, чтобы обратить внимание читателя, слушателя на определенное слово, подчеркнуть его значение.
При актуальном членении предложения выделяется данное и новое.
Данное – это то, что известно, а новое – то, что сообщается. Данное обычно занимает начальное место в предложении, а новое – конечное. Ср.: Сын учился (данное) в университете (новое). Б университете учился (данное) сын (новое).
В устной речи смысловой центр предложения выделяется голосом (то есть на него падает логическое ударение), а порядок слов может оставаться прямым.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
– Тренировочные упражнения.
1. Прочитайте предложения. С какой целью изменен порядок слов? Назовите данное и новое в каждом предложении.
Поток холодной воды хлынул с гор. – С гор хлынул поток холодной воды. Они пошли в село берегом речки. – Берегом речки они пошли в село. Ребята ужинали на трассе. – На трассе ребята ужинали.
2. Прочитайте вслух предложения с прямым порядком слов, ставя на каждом из слов поочередно логическое ударение. Как меняется смысловой центр предложений?
3. Исправьте и объясните речевые ошибки в предложениях. Предложения запишите в двух вариантах: с прямым и обратным порядком слов.
Образец: Никто не заметил ошибку. – Никто не заметил ошибки. Ошибки не заметил никто.
Товарищ не выполнил свое обещание. Длина рыбы достигает до двух метров. Спорт вырабатывает человеку силу и мужество. Я очень удивился на поведение товарища.
4. Определите, каков порядок слов в предложениях. Найдите в каждом из них данное и новое.
У самой дороги росла зеленая развесистая береза. Под густой березой свежо, прохладно. Прозвали эту березу местные жители “Передышка”. Кругом по-осеннему неприютно.
(Г. Серебицкий)
– Работа с учебником.
Выполнение упражнений.
[1] – 54 (письменно), 56 (устно).
[2] – 104, 106 (письменно).
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выполнить упражнения: [1] – 57 (устно); [2] – 92 (списать предложения, определить в них порядок слов, в 1-м и 3-м предложениях указать данное и новое).
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
– Беседа с учащимися.
– Какой порядок слов называется прямым?
– Что такое инверсия? Для чего она служит?
– Какое членение предложения называется актуальным?
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ № 11
Текст 1
Тепло. Яркие солнечные лучи. О нет! Что происходит? Ты убил меня! Я еще совсем молодой цветок, мой бутон еще не раскрылся! Меня убили! И всего лишь для того, чтобы я радовал твою девушку или завял дома в одиночестве. Думаешь, мне не больно? Ошибаешься! И ведь я не первый в твоем списке. Береги природу! Ведь ты тоже ее часть. Ах, как жаль, что ты меня не слышишь…
(Семен С.)
Текст 2
Ой, что это за боль?! Неужели меня срезали люди? Ужас! Что теперь делать? Это конец всей моей жизни! Как же так можно. я два месяца росла ради чего. чтобы меня сорвали, лишили жизни за мгновение. Боль становится еще сильнее.
О, я не одна такая, меня поставили в вазу вместе с другими цветками. Сколько же вас здесь?.. два. пять. восемь. пятнадцать. это же целый букет! Сколько сорванных цветов! Ради чего? Чтобы человек порадовался?
(Максим Г.)
Текст 3
Тепло. Яркие лучи солнца. О нет! Что происходит? Ты меня убил! Я упал на раскаленную землю. Жарко. Моя жизнь из-за тебя закончилась. В глазах потемнело. Вечереет. Холодно. Тихо в степи. Ничего нет. Из-за тебя мне приходится ночевать на холодной земле. Мое тело замерзло.
Светает. Тихо в степи. Тепло. Только тянет холодом от ручья. Все, моя красота больше не украшает эту прекрасную степь. Дождь. Ветер. Я больше не дышу. Вот и вся жизнь.
(Юрий П.)