I СЕМЕСТР
УРОК 30
Тема. Аудирование. Слушание сказки. Создание образов, которые возникают в воображении при слушании
Цель: учить учащихся слушать и анализировать сказки, высказывать свое отношение к прослушанному; развивать мышление учащихся, связную речь; воспитывать интерес к чтению.
Тип урока: урок развития умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Работа со скороговоркой
У реки росла рябина,
А река текла,
2. Читаем и представляем. Соблюдаем ритм
СВИНКИ
Как на пишущей машинке
Две хорошенькие свинки
Туки-туки-туки-тук!
Туки-туки-туки-тук!
И постукивают,
И похрюкивают:
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
К. Чуковский
– Какими вы представляете свинок? Опишите.
3. Давайте посмеемся!
– Почему эти строчки школьных сочинений попали на юмористическую страничку?
1) Вдали показалась стая уток и гусей.
2) У щенка Байкала на макушке весело торчат ушки и пушистый хвостик.
3) Тяжелая рука легла на плечо и сказала.
4) Он стоял и лязгал глазами.
5)
6) Мальчик из кастрюли наливал в стаканы компот.
– Исправьте ошибки.
IV. Работа по теме урока
1. Слушание и анализ сказок народов мира
КУВШИН С ЗОЛОТОМ
(Молдавская сказка)
Жил один человек, и было у него три сына. Когда пришло время ему умирать, позвал он сыновей и говорит им:
– Дети мои! Кроме дома да виноградника, нечего мне вам оставить. Но знайте, что в винограднике зарыт кувшин с золотом.
Когда отец умер, сыновья перекопали весь виноградник, но кувшина не нашли. Вскопанный и ухоженный виноградник уродил на диво.
Тут-то сыновья и поняли, что кувшин с золотом – это урожай, который дает земля.
– Понравилась ли вам сказка?
– Чему учит эта сказка?
– Каким вы представляете себе отца? А сыновей?
– В каком предложении выражена главная мысль сказки?
– Продолжите предложение:
– У одного человека было… (три сына).
– В винограднике зарыт… (кувшин с золотом).
– Вскопанный и ухоженный виноградник… (уродил на диво).
– Кувшин с золотом – это… (урожай, который дает земля).
– Перескажите сказку.
– Послушайте американскую сказку. Подготовьтесь к аудированию.
ОТЧЕГО У ОСЛОВ ДЛИННЫЕ УШИ
(Американская сказка)
Когда Бог создал мир и всех зверей, у созданных им ослов были обыкновенные маленькие уши. Бог дал имя каждой твари, дал он имя и ослу. Но осел в это время с таким увлечением жевал репей, что не расслышал своего имени. Поэтому, когда все животные пошли заселять Землю, осел спросил Бога:
– Скажи, Господи, как мое имя?
– Осел,- ответил Бог, и осел, обрадовавшись такому красивому имени, поскакал на Землю.
Целый день он грелся на солнышке и жевал репей и зеленые листья. Иногда от полного счастья он катался по траве и радостно кричал. так что вскоре забыл свое имя. Поэтому он пошел к Богу и спросил:
– Скажи, Господи, как мое имя. Я забыл.
Бог ласково поглядел на осла и сказал:
– тебя зовут Осел.
С радостными криками осел поскакал на Землю.
Шли дни. Осел с утра до ночи пасся на лугу и катался по траве. И снова забыл свое имя. В третий раз пошел он к Богу и спросил:
– Скажи, Господи, как мое имя. Я опять забыл.
Бог терпеливо повторил ослу, что его зовут Ослом.
Время шло, и осел опять забыл свое имя. В четвертый раз пришел он к Богу, низко склонил голову и сказал:
– Прости меня, Господи, но я опять забыл, как меня зовут.
Тут уже Бог потерял терпение, он потянул осла за уши и сказал ему сначала в одно, а потом в другое ухо:
– В четвертый раз говорю тебе, что твое имя Осел. Осел! Осел! Не забудь же: Осел!
Хотя Бог потянул осла за уши не сильно и не больно, уши у осла здорово вытянулись.
Теперь Осел не забывает своего имени, потому что, когда склоняется над водой, чтобы попить, он видит отражение своих ушей и вспоминает, как его зовут.
Вопросы к тексту
1) Когда Бог давал имя каждой твари, осел не расслышал своего имени, потому что с увлечением:
А) жевал репей;
Б) катался по траве.
2) Осел, забывая свое имя, приходил к Богу:
А) три раза;
Б) четыре раза.
3) Бог потерял терпение и потянул осла:
А) за уши;
Б) за хвост.
4) Осел не забывает своего имени, потому что видит отражение своих ушей:
А) в воде;
Б) в зеркале.
2. Проверка результатов тестирования. Анализ ошибок
– Что высмеивается в сказке?
– Каким вы представляете себе осла? Создайте его словесный портрет.
V. Итог урока
Беседа
– Какая сказка вам больше понравилась?
– Чему учат прочитанные сказки?
VI. Домашнее задание