Цель: углублять знания учащихся о художественных средствах текста; развивать умения находить в тексте художественные средства и понимать их роль; воспитывать чувство прекрасного.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ
I. Вводно-мотивационный этап.
1. Объявление темы, задач урока.
2. Мотивация.
Читая художественную литературу, мы получаем эстетическое удовольствие, учимся видеть прекрасное. Этому помогают изобразительные средства, которые используют авторы. Что это за средства? Как они помогают читателю “увидеть” описанную
II. Операционно-познавательный этап.
3. Речевая разминка: упр. 383. Чтение, анализ изобразительно-выразительных средств стихотворения; отработка навыков выразительного чтения.
4. Речевая задача: упр. 384. Сопоставление деформированного текста А. Толстого с оригиналом. Выяснение причины большей выразительности авторского текста. Нахождение художественных средств, переданных словами в переносном значении, эпитетов, сравнений и др.
5. Работа с правилом (с. 154). Усвоение понятия художественное средство (эпитет, сравнение, метафора).
6. Выполнение упр. 385. Чтение и детальный анализ изобразительно-выразительных
Выполнение дополнительного задания: выразительное чтение стихотворного отрывка.
7. Выполнение упр. 386. Работа “оживи картинку”: запись предложения по образцу с использованием изобразительно-выразительных средств.
8. “Петрушкины забавы”: упр. 387. Чтение и отгадывание стихотворения-загадки. (Ответ дан на с. 174 учебника.) Поиск изобразительных средств, которые помогают отгадать загадку.
III. Коррекционно-оценочный этап.
9. Обобщение и систематизация изученного: упр. 388.
10. Пояснение дифференцированного домашнего задания: упр. 389.
11. Самооценка и оценивание учителем учебных достижений учащихся.