УРОК № 53
Тема. Глаголы настоящего и будущего времени 3-го Лица. Произношение глаголов 3-го лица множественного числа. Произношение – ться, – тся в глаголах
Цель: обучить написанию и произношению – ться и – тся в глаголах; повторить и обобщить ранее изученное о написании мягкого знака в глаголах; обогащать словарный запас учащихся; работать над культурой речи.
Оборудование: таблица, учебные тексты.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Беседа с учащимися.
– Сравните написание глаголов в русском и украинском языках.
Форма глагола | В русском языке: | В украинском языке: |
Неопределенная форма | Мыть, мыться | Мити, митися |
2-е лицо единственного числа | Моешься | Миєшся |
3-е лицо единственного числа | Моется | Миється |
3-е лицо множественного числа | Моются | Миються |
– В каких формах глаголы в русском
– Как различать глаголы на – тся и – ться на письме?
– Поставим к ним вопросы.
Три братца пошли (что делать?) купаться. Два братца (что делают?) купаются, а один на берегу (что делает?) валяется.
– Правильно произнесем эти глаголы.
Вывод. В глаголах, которые отвечают на вопрос что делать? что сделать?, пишется – ться, произносится [ц:а].
В глаголах, которые отвечают на вопросы что делает (сделает)? что делают (сделают)?, пишется – тся, произносится [ц:а].
Образец рассуждения. Чтобы правильно написать глагол на – тся или – ться, нужно: 1) установить, от какого слова зависит глагол; 2) поставить к глаголу вопрос.
Кто умеет (что делать?) веселиться, того горе (что делает?) боится.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
1. Письмо с обоснованием.
(См. образец рассуждения.)
– Запишите предложения, ставя вопросы к глаголам. Прочитайте, правильно произнося – ться и – тся.
Не надо (______________) хвалиться, коли не знаешь, как хлеб (______________) родится. Нужно (______________) наклониться, чтоб из ручья воды напиться. Ходит журавль по болоту, (______________) нанимается на работу. Тот труда (______________) не боится, кто умеет (______________) трудиться. Грамоте (______________) учиться – вперед (______________) пригодится. За все (______________) берется, да не все удается.
2. Диктант с изменением текста.
– Замените выделенные имена существительные неопределенной формой глагола на – ся, изменяя, если нужно, и другие слова.
Образец. Охота была еще не запрещена. – Охотиться было еще не запрещено.
Отряд вынужден был сделать остановку. Каждому рекомендуют обтирание холодной водой. Штангисты продолжают борьбу за переходящий кубок. У каждого должно быть стремление улучшить свои рекорды.
– Прочитайте полученные предложения. Следите за правильным произношением глаголов на – ться.
3. Словарный диктант.
– Подберите антонимы к данным глаголам в неопределенной форме. Глаголы и антонимы к ним запишите парами. Следите за правильным написанием – ться.
Подняться, согнуться, соединиться, опускаться, печалиться, лениться.
4. Самостоятельная работа.
(Задание записано на карточках или на доске.)
– Составьте предложения с данными глаголами.
Позаботиться – позаботится; приземлиться – приземлится; бороться – борется.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал занятий 47, 48 (Практика В, Г).
2. Выполнить упр. 511, 514.