УРОК № 20
Тема. Гласные после ц. Развитие речи. Культура речи. “Школьный мир”
Цель: работать над закреплением знаний и навыков по изучаемой теме, развивать речь учащихся, совершенствовать ее культуру.
Оборудование: учебник, учебные тексты.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
1. Списывание.
– Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы ы или и. Устно объясните выбор букв.
Современная авиац..я, новый мотоц..кл, молодые специалисты,
2. Тренировочное упражнение.
– Вставьте вместо точек подходящие по смыслу слова, в которых было бы сочетание цы или ци.
1) … – это инструмент для черчения окружностей. 2) … – это точная выдержка из какого-либо сочинения. 3) … – это болезнь десен, которая возникает при недостатке в пище овощей и фруктов. 4) … – это плотная рогожка, плетенная из травы. 5) … – это рыцарские доспехи, защищающие
Слова для вставки: цитрусовые, циркуль, цитата, цигейка, цинга, цыпленок, циновка, панцирь, цыпочки.
3. Выборочный диктант.
– Прослушайте предложения. Найдите в них слова с цы или ци. Выпишите их. С думя-тремя словами составьте и запишите самостоятельные предложения.
1) Все молча слушали песню цыганки. 2) Цыплят по осени считают. (Пословица) 3) Плутовка к дереву на цыпочках подходит. (И. Крылов) 4) На юге ожидается большой урожай цитрусовых. 5) Нефть хранилась в больших цистернах. 6) Цикорий добавляется в кофе. 7) На строительство электростанции приехали опытные специалисты. 8) Наши лыжницы заняли первое место в состязаниях.
IV. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ
1. Чтение текста “Пенал”.
(Учебник, с. 90.)
2. Работа с рубрикой “Отвечайте”.
(Учебник, с. 91.)
3. Составление плана текста.
Ориентировочный план
1. Выбирать пенал – это наслаждение!
2. Каким должен быть пенал.
3. Как Петя выбирал пенал.
4. “Этот возьми! Чем он плох?”
5. Выдающийся пенал.
4. Пересказ текста по плану.
Цель: обучение описанию предмета.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал занятий № 17, 18.
2. Выполнить упр. 184.
3. Отгадать загадки (с. 91). Ответы записать.