РЕЧЬ
ТИПЫ И СТИЛИ РЕЧИ
§ 56. ИНТЕРЬЕР И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ОПИСАНИЯ.
Выборочный пересказ художественного текста с элементами описания интерьера
– В произведениях, изучаемых на уроках литературы и прочитанных самостоятельно, вы не раз встречались с описанием помещения. Внутреннее убранство помещения – это интерьер.
343. Прочитайте текст. Скажите, что нового вы узнали об интерьере.
Слово интерьер заимствовано из французского языка и означает “внутренний”. Этот термин используется в архитектуре и подразумевает внутреннее
Уже с древних времен различаются два основных типа интерьера: общественный и жилой. По мере того, как развивалось человеческое общество, видоизменялся и интерьер. Так, в Древней Греции и Риме появляются театральный и спортивный интерьеры.
В нашу эпоху интерьер необычайно разнообразен: это и театр, и концертный зал, и Дворец культуры, и вестибюли, и станции метрополитена, и магазин, и квартира…
Интерьер создается прежде всего архитектурными формами, т. е. стенами и перекрытиями, колоннами, которые могут быть украшены живописью, декоративной лепкой или резьбой
(И. Владимирская)
344. I. Описание интерьера помогает представить не только обстановку помещения, но и его обитателей. Ведь не случайно говорится, что дом похож на его хозяина. Прочитайте описание чертогов* Снежной королевы. Какое представление о хозяйке данного помещения сложилось у вас?
Стены чертогов Снежной королевы намела метель, окна и двери проделали буйные ветры. Сотни огромных, освещенных северным сиянием зал тянулись одна за другой; самая большая простиралась на много-много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах!
Веселье никогда и не заглядывало сюда! Хоть бы редкий раз устроилась здесь медвежья вечеринка с танцами под музыку бури, в которых могли бы отличиться грацией и умением ходить на задних лапах белые медведи, или составилась партия в карты с ссорами и дракой, или, наконец, сошлись на беседу за чашкой кофе беленькие кумушки лисички – нет, никогда этого не случалось!
Холодно, пустынно, мертво!
Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно
Кадр из мультфильма “Снежная королева” (режиссеры Л. Атаманов, Н. Федоров. 1957г.)
ЗАГЛЯНЕМ В СЛОВАРЬ
Чертог – пышное, великолепное здание, дворец, помещение, палата во дворце, замке.
Было с точностью рассчитать, в какую минуту свет усилится и в какую ослабеет. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро. Лед треснул на нем на тысячи кусков, ровных и правильных на диво. Посреди озера стоял трон Снежной королевы; на нем она восседала, когда бывала дома, говоря, что сидит на зеркале разума; по ее мнению, это было единственное и лучшее зеркало в мире. Как холодно, как пусто было в белых, ярко сверкающих чертогах! Веселье сюда и не заглядывало! Холодно было здесь, пусто, мертво и величественно!
(По Г. X. Андерсену)
II. Выберите из текста описание чертогов Снежной королевы и перескажите, используя авторские средства выразительности.
III. Выпишите слова и выражения, которые могут вам понадобиться для будущего сочинения.
345. I. Послушайте текст.
Дом Пушкина
Дом Пушкина в Михайловском хоть и музей, а живой. Он наполнен теплом, приветлив и светел. Комнаты его всегда пронизаны запахами хорошего дерева и свежей земли. Когда в рощах зацветают сосны, душистая пыльца облаком стоит над домом.
Но вот приходит время, и в усадьбе зацветают липы. Тогда дом пропитывается запахами воска и меда. Липы стоят рядом с домом, и в дуплах их живут дикие пчелы.
В доме много хорошего псковского льняного белья – скатертей, полотенец, занавесей. У льна свой аромат – прохладный, крепкий. Когда льняные вещи в доме стареют, их заменяют свежими, вновь вытканными сельскими ткачихами на старинных станках.
Вещи из льна обладают удивительным свойством – там, где они, всегда пахнет свежестью. Ученые говорят, что лен сберегает здоровье человека. Тот, кто спит на грубой льняной простыне, носит на теле льняную рубашку, утирается льняным полотенцем, – почти никогда не хворает простудой. Редко болел и Пушкин. У него кругом был лен.
Дом-музей Пушкина в музее-заповеднике Михайловском
Пушкинские крестьяне, как и все псковичи, издревле любили выращивать лен, и он славился по всей России и за ее пределами. Двести лет тому назад в Пскове была даже английская торговая контора, которая скупала лен и льняные изделия и отправляла их в Англию.
От льна, цветов, яблок в пушкинских комнатах всегда пахнет солнцем, чистотой, хотя в иной день через музей проходят тысячи людей.
(С. Гейченко)
II. Определите стиль и тип речи прослушанного текста, тему и основную мысль. Соответствует ли заглавие текста его содержанию?
III. Просмотрите текст. Найдите в нем описание интерьера. С какой целью использовал его автор?
IV. Запишите авторские средства выразительности, использованные в описании интерьера.
ХОТИМ ЗНАТЬ БОЛЬШЕ!
Описание интерьера встречается не только в литературе.
Наряду с портретом, пейзажем, натюрмортом, сюжетной картиной интерьер является одним из жанров живописи.
На полотнах этого жанра обычно изображаются внутренние пространства дома – залы, мастерские художников, комнаты, рабочие кабинеты, анфилады*.
Мастерами не только пейзажного, но и интерьерного жанра зарекомендовали себя многие художники. Среди них русские живописцы К. Зеленцов, К. Юон, С. Жуковский, украинская художница Т. Яблонская и другие.
(По М. Зельмановой и Е. Колокольцеву)
ЗАГЛЯНЕМ В СЛОВАРЬ
Анфилады – ряд примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены напротив.
346. І. Прочитайте текст-описание картины Т. Яблонской “Утро”.
Татьяна Ниловна Яблонская – известная украинская художница. Ее произведения полны радости жизни и отличаются богатством цвета и мастерством.
На картине “Утро” Т. Яблонская изобразила комнату летним солнечным утром. Из окна льются потоки света, ощущается утренняя прохлада.
Комната небольшая, но в ней много предметов. Декоративная тарелка на стене и настенная ваза с зеленой ветвью изображены в мягких тонах. Кувшин, блюдо с завтраком на столе. В глубине комнаты неубранная кровать, на стуле одежда девочки.
На. фоне открытой балконной двери стоит девочка., выполняющая упражнения утренней зарядки. Девочка стройная и гибкая, красивы ее движения. Руки протянуты в стороны, подобно крыльям летящей птицы. Загорелое тело, белая майка выделяют девочку из окружающей ее среды.
Теплые тона, преобладающие в картине, наполняют ее жизнеутверждающим содержанием.
(По Н. Соломяному)
Т. Яблонская. Утро
II. Укажите, какие основные признаки присущи данному тексту (информативность, связность, завершенность, подчиненность всех элементов содержания и языковых средств раскрытию темы и основной мысли).
III. Найдите и выпишите описание интерьера. Обратите внимание на его структурные особенности.