Использование обращений для передачи отношения к адресату речи. Интонация в предложениях с обращениями

УРОК № 43

Тема. Использование обращений для передачи отношения к адресату речи. Интонация в предложениях с обращениями

Цель: дать учащимся понятие об интонировании предложений с обращениями; развивать у них речевые и пунктуационные навыки; воспитывать у детей культуру речи.

Ожидаемые результаты: учащиеся знают об употреблении обращений для передачи отношения к адресату речи и используют обращение соответственно; составляют предложения с обращениями, правильно интонируют их и ставят в них знаки препинания.

Оборудование:

учебник, схема, дидактический материал, карточки.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

– Проверка домашнего задания.

– Работа по карточкам.

КАРТОЧКА 1

Спишите, расставляя знаки препинания. Укажите вид обращений. определите вид предложений по цели высказывания. Подчеркните грамматические основы.

Умчались вы дни радости моей. (А. Пушкин) Синие горы Кавказа приветствуют вас. (М. Лермонтов) Ветер пой ветер вой на просторе. (А. Твардовский) Пригодись моя сила для слабых людей. (М. Светлов) Повидайся со мной родимая появись легкой тенью

на миг. (Н. Некрасов)

КАРТОЧКА 2

Составьте предложения по схемам.

 Использование обращений для передачи отношения к адресату речи. Интонация в предложениях с обращениями

– Практическая работа.

Спишите предложения, вставьте подлежащие, подчеркните их, обращения выделите. Составьте схемы предложений с обращением.

О чем Коля задумался? Приду мама в пять часов. Валя пойдешь гулять, когда все уроки сделаешь? Ребята Завтра пойдете на экскурсию в музей.

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

– Задание учащимся.

Прочтите предложения. Удачно ли употреблены обращения? Почему следует избегать подобного?

Эй вы, в шляпе, оплатите проезд. Женщина, не подскажите, как пройти к рынку? Ну вы, тетка, весь проход загородили!

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

– Ознакомление со схемой.

 Использование обращений для передачи отношения к адресату речи. Интонация в предложениях с обращениями

– Слово учителя.

Очень часто, называя адресата речи, люди одновременно выражают свое отношение к нему. В таких случаях в роли обращения выступают слова, содержащие оценку: Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной. (А. Пушкин) Миленький, а куда мне деваться? (М. Шолохов) Ах ты дрянной мальчишка! Так ты еще дерзишь!

При формальном обращении используют имя и отчество, либо фамилию, либо должность с одним из слов-обращений: господин Президент, товарищ майор, уважаемая Елена Сергеевна, гражданин Смирнов.

К сожалению, в речи часто используются слова-обращения, нарушающие форму речевого этикета: мужчина, женщина, дед, тетка и т. д. В случае, если вы не можете правильно подобрать обращения, обходитесь вообще без него, используя формулы “будьте любезны, подскажите…”; “будьте добры, …”; “извините, …”; “простите, …”

Во всех западноевропейских странах существуют принятые нормы обращения, используя которые, можно не добавлять имя или фамилии:

– в Англии: мистер, миссис, мисс;

– в Испании: сеньор, сеньора, сеньорита;

– в Италии: синьор, синьора, синьорина;

– в Польше: пан, пани.

При неформальном обращении используют только имя, часто его уменьшительные формы: Игорек, Леночка, Машуня.

Смысловое выделение обращения связано с интонацией. Обращение, находящееся в начале предложения, может выделяться звательной интонацией, то есть произноситься с усиленным ударением и более высоким тоном, с паузой после обращения, что на письме обозначается восклицательным знаком: Друзья мои! Как вы мне дороги! либо ослабленной звательной интонацией и паузой: Дети, включайтесь в работу.

В середине предложения обращение обычно выделяется интонацией водности, то есть понижением тона и убыстренным темпом произношения: Спасибо, ребята, за помощь. Однако оно может произноситься и с восклицательной интонацией, если при нем имеется частица о: неправ твой, о небо, святой приговор. (М. Лермонтов) Обращение, находящееся в конце предложения, обычно почти не выделяется при произнесении: Принесите мяч, девочки. В восклицательных предложениях оно приобретает соответствующую интонацию: отделяется паузой, произносится с логическим ударением: До свиданья, до свиданья, журавли! (И. Соколов-Микитов)

– Работа с учебником.

Чтение теоретического материала.

[1] – с. 166.

[2] – с. 146.

– Практическая работа.

1. Прочитайте вслух предложения, соблюдая правильную интонацию. Укажите, чем выражены обращения. Перепишите, расставляя знаки препинания.

Петр куда ты спрятался. (И. Тургенев) Я верю тебе дядя. (а. чехов) Тебя ль вижу милый друг. (А. Пушкин) Отпусти меня родная на простор широкий. (Н. Некрасов) Здравствуй солнце да утро веселое. (И. Никитин) Опять я ваш о юные друзья. (А. Пушкин)

2. Напишите все варианты вашего имени. Какие можно использовать в официальной речи, а какие – в неофициальной?

3. Составьте 4-5 предложений с обращениями в разговорном стиле речи. Постарайтесь отразить в них свое отношение к адресату речи. Помните о том, что употребление грубых слов недостойно уважающего себя человека.

– Работа с учебником.

Выполнение упражнений.

[1] – 167 (письменно).

[2] – 351 (письменно).

– Объяснительный диктант с дополнительным заданием.

Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. К каждому обращению подберите обращение-синоним. Первое предложение разберите синтаксически.

Солнце как ласков.. ты дариш.. нам свое т..пло. Здра..ствуй милая подруга вот и свиделись с тобой. Как ты ночью тускл.. светиш.. бледн..ликая луна. Твой совет отец мне очень дорог. Р..згулялась ты м..тель загнала домой людей.

– Тренировочные упражнения.

1. Придумайте несколько предложений, где в качестве обращений будут выступать названия профессий (Скажите, доктор, …), местожительства (Харьковчане!..), кличек животных (Ко мне, Мухтар!), неодушевленных предметов (Мой дом! Ты согревал меня…).

2. Напишите письмо соседу по парте, используя неформальные обращения, передающие ваше отношение к нему. В письме напишите о соблюдении речевого этикета в классе, о том, нравятся ли вам обращения, используемые одноклассниками, что бы вы хотели изменить.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнения: [1] – 168 (письменно); [2] – 344 (письменно).

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

– Вопрос учащимся.

– Чем полезен был сегодняшний урок?


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Использование обращений для передачи отношения к адресату речи. Интонация в предложениях с обращениями - Плани-конспекти уроків по російській мові


Использование обращений для передачи отношения к адресату речи. Интонация в предложениях с обращениями