II СЕМЕСТР
УРОК 54
Тема. Люби, береги природу. Заучивание стихотворений о природе со слов учителя. Составление реплик диалога по рисунку и словосочетаниям
Цель: учить учащихся выразительно рассказывать стихотворения о природе; передавать свои чувства и отношение ко всему живому на земле; рассуждать по данной теме; развивать речь, память, логическое мышление; воспитывать бережное отношение к природе; формировать критическое отношение к загрязнению окружающей среды.
Оборудование: рисунки птиц к игре “Узнай знакомую”;
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Игра “Узнай знакомую”
Комментарий: на доске – рисунки птиц, о которых дети говорили на прошлом уроке, и птиц, о которых не вспомнили. Нужно выбрать знакомых птичек.
Знакомые: синицы, скворцы, дятлы, сороки, сойки,
2. Игра “Узнай незнакомку”
Комментарий: учитель описывает по очереди оставшихся на доске птиц и говорит, как они называются, а дети узнают птичку по описанию.
III. Сообщение темы и задач урока
– Сегодня на уроке вы узнаете, что мы называем природой, зачем нужно оберегать природу. Выучите стихотворение о природе А. Фета “Чудная картина”. Будете учиться задавать вопросы и давать на них полные ответы.
IV. Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель читает стихотворение-рассказ Л. Дайнеко о природе (на фоне аудиозаписи пьесы из музыкального альбома П. И. Чайковского “Времена года”).
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
– Назовите предметы природы, о которых говорилось в стихотворении.
– Какие еще предметы природы вы знаете?
– Знаете ли вы, что природа бывает живая и неживая?
– Какие предметы относятся к живой природе, какие – к неживой?
– Нужно ли беречь природу?
– На все эти вопросы мы и будем искать ответы на нашем уроке.
V. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Сообщение учителя
– Природа – это окружающий нас воздух, вода, солнце, облака, камни, песок, растения и животные. Человек – тоже часть природы. Наша жизнь тесно связана с природой. Воздухом мы дышим, водой утоляем жажду. Растения и животные дают нам пищу.
Изучая природу, познавая ее тайны, мы учимся лучше понимать себя. Если мы будем беречь природу, правильно использовать ее, то обеспечим себе здоровье и благоприятные условия жизни.
На доске поочередно выставляются рисунки с предметами живой природы.
– Давайте вспомним, что мы называем природой.
– А все то, что сделано руками людей,- не относится к природе. Например (выставляются рисунки).
2. Игра “Природа вокруг нас”
Комментарий: учитель показывает рисунки, а дети хлопают в ладоши, если предмет относится к природе, и сидят тихо, если этот предмет сделан руками человека.
3. Игра “отгадай-ка”
– К нам пришли гости, но они стесняются показаться вам, т. к. забыли свои имена. Давайте поможем им! (Учитель заранее положил в коробку игрушечного ежика, солнышко и ветер.)
– В стране лесной
Живет портной,
А одежки ни одной.
А в чем секрет? Какой ответ?
Иголки есть, а ниток нет. (Еж)
– Золотое яблочко
По небу катается,
С утра улыбается.
А улыбка – лучи,
Очень горячи. (Солнце)
– Когда он отдыхает,
На время все стихает.
И листья не колышутся,
И шорохи не слышатся. (Ветер)
– Молодцы!
VI. Работа по теме урока
1. Слушание рассказа “пять дубочков”
– Послушайте, какой рассказ принесли нам наши гости.
ПЯТЬ ДУБОЧКОВ
Дима и Сережа пошли погулять в лес. Там они встретили Ежика. Ежик подарил мальчикам по три саженца маленьких дубочков и сказал:
– Посадите их возле дома.
Принес Дима свои саженцы домой, выкопал ямку, посадил дубок. Взял второй саженец, глянул и подумал, что корень у него слабый. Потому и решил выбросить его на дорогу. Глянул на третий дубок. И показалось ему, что веточки у саженца совсем слабые. Выкинул Дима и это деревце на дорогу.
А Сергей посадил свои три дубочка, выходит на дорогу, и видит, что два саженца в пыли на дороге валяются. Поднял их и посадил рядом с тремя дубками.
Поливал Сережа дубки, ухаживал за ними. А Солнышко и Ветер ему помогали. И через время зазеленели молодые деревца. Зашелестел Ветер среди молодых веточек, заиграло Солнышко на зеленых струнах.
А Дима забыл про свой дубок. Засохло маленькое деревце.
Прошло много лет. Стали мальчики взрослыми людьми. У Дмитрия уже свой сыночек подрастает – Димочка, а у Сережи – Сережа.
Однажды спрашивает Димочка папу:
– Папа, почему возле дома Сергея растут пять дубочков, а возле нашего дома – ни одного?
Молчит отец. Молчит…
– Как вы думаете, кто из мальчиков поступил правильно? (Сергей)
– Почему вы так решили? (Он посадил и вырастил деревья.)
– Кто помогал Сереже ухаживать за деревцами? (Ветер и Солнышко)
2. Составление реплик диалога по рисунку и словосочетаниям
1) Беседа
– Посмотрите, какой рисунок принесли нам наши гости. (На сюжетном рисунке изображены мальчики, которые ходят по лесу и встречают Ежика, несущего саженцы.)
– Кого вы видите на картинке? (Мальчиков)
– Как их зовут? (Дима и Сережа)
– Кого встретили дети? (Ежика)
– Что несет Ежик? (Саженцы дубочков)
– Как вы думаете, что сказали Ежику дети, когда встретились? (“Здравствуй, Ежик!”)
– Что ответил им Ежик? (“Здравствуйте, ребята!”)
– Что спросили дети у лесного жителя?
– Что ответил Ежик?
2) Работа над составлением диалога из 3-4 вопросов и ответов
После этого учитель выбирает детей-актеров и предлагает им инсценировать ситуацию.
3. Работа над заучиванием стихотворения о природе А. Фета “Чудная картина”
– Ой, посмотрите, что это принес нам Ветер-ветерок?!
Учитель открывает конверт и читает стихотворение А. Фета “Чудная картина”. На доске открывается рисунок, иллюстрирующий природу, описанную в стихотворении.
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
– Почему автор называет картину “чудной”? Как вы понимаете это слово? (Чудесная, прекрасная, красивая, очаровательная)
– Какого цвета равнина? (Белая равнина)
Учитель описывает рисунок словами стихотворения.
Учащиеся вместе с учителем выучивают и рассказывают стихотворение наизусть.
VII. Итог урока
– Кто приходит к нам в гости?
– О чем нам рассказали Ежик, Солнышко и Ветерок?
– Что нужно сделать, чтобы о тебе помнили? (Сажать деревья, ухаживать за ними.)
– Какую картину нарисовал художник? (Чудную)
– Как вы думаете, какое время года описал А. Фет в своем стихотворении?
– Давайте вспомним, что бывает зимой.
– Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег)
– Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце припечет –
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
– Ребята, чем мы с вами можем помочь природе?
– Как к ней нужно относиться? Почему?