Мотивированное значение слова (в простых случаях: желток, подберезовик), его определение по образцу

II СЕМЕСТ Р

УРОК 52

Тема. Мотивированное значение слова (в простых случаях: желток, подберезовик), его определение по образцу

Цель: работать над повышением грамотности, языкового чутья; развивать связную речь учащихся; учить наблюдательности, умению анализировать; воспитывать интерес к изучению языка.

Тип урока: нестандартный урок-исследование.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Мотивация учебной деятельности учащихся

– Послушайте стихотворение Ю. Мориц “Это

очень интересно!”

Это очень интересно,-

От кого река бежит?

Это очень интересно,-

Что в трамвае дребезжит?

Почему скворец поет?

Почему медведь ревет?

Почему один в берлоге,

А другой в гнезде живет?

Это очень интересно,-

Кто деревья посадил?

Кто придумал крокодилу

Это имя Крокодил?..

– Интересно?

IV. Работа по теме урока

Учитель. Мы сегодня будем исследовать, почему именно так называются предметы. Свое исследование мы будем проводить в волшебном мире природы.

Отгадайте загадку.

– Не ворона, не синица,-

Как зовется эта птица?

Примостилась

на суку –

Раздалось в лесу “ку-ку”.

М. Лапыгин

– Первой нам встретилась кукушка. Как вы думаете, за что она получила свое название? Конечно, за то, что она кукует, кричит: “Ку-ку! Ку-ку!” Вы, вероятно, уже догадались, что кукушка сама подсказала людям, как ее назвать. И это услышали не только русские. Во многих странах название “кукушка” звучит похоже. Чехи называют эту птицу “кукачка”, болгары – “кукавица”, немцы – “кукук”, французы – “куку”, итальянцы – “кукук”. Все эти народы обратили внимание на один признак – крик кукушки, поэтому название этой птицы звучит очень похоже.

Внешний вид птицы (цвет “костюма”, необычный клюв, хвост) тоже может стать признаком, важным при выборе названия.

Так были названы рябчик, зеленушка, горихвостка. Окраска оперения помогает птицам прятаться от врагов. Вот, например, что пишет Виталий Бианки о рябчике: “У него перо – невидимка. Самого защитного цвета в лесу – пестрого. Все в серых, да черных, да рыжих рябинках. В лесу-то ведь все кругом в глазах так и пестрит”.

Зеленушка вся зеленая, с серым оттенком на спине и желтым по бокам.

Горихвостка так названа за свой необычный хвост.

ГОРИХВОСТКА

Не подумай, будто спичка

Загорелась под кустом,-

Это птичка-невеличка

Под кустом трясет хвостом.

Перья огненного цвета

Солнце ярко озарит –

Сразу кажется, что это

Горихвостки хвост горит.

Е. Ильин

КРАПИВНИЦА И ЛИМОННИЦА

– Терпеть не могу непонятных имен. Почему ты Лимонница, если у нас лимоны не растут даже? Вот я: у меня на крапиву аппетит – я Крапивница! У нее на капусту аппетит – она Капустница! Просто все и понятно!

– А меня Лимонницей не за аппетит назвали, а за красоту! У меня платье прекрасное, лимонного цвета. Да только вам, обжорам, этого не понять.

Н. Сладков

– По какому признаку получили название бабочки крапивница, капустница, лимонница?

Угадай-ка!

– А теперь разгадайте загадки о грибах. Но этого мало: в каждой загадке вы должны найти слово, которое подскажет, почему так назвали этот гриб.

– Он в осиннике родится,

Как в траве ни притаится,

Все равно его найдем:

Шляпа красная на нем. (Подосиновик)

П. Голосов

– Он выглянул несмело

Из кочки моховой,

Цепочку клюквы спелой

Подняв на головой. (Моховик)

П. Голосов

– Золотистые (лисички)

Очень дружные сестрички.

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Г. Новицкая

– По какому признаку названы подосиновик, подберезовик, моховик, опенок? Чем похожи грибы лисички на лисичек животных? За что получил свое название масленок? А рыжик?

– А теперь отгадайте названия цветов.

– У занесенных снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамерзший, чуть живой. (Подснежник)

З. Александрова

– Все утро дождик… Ничего веселого.

Но есть у солнца друг – один из лучших.

Упрямо поворачивая голову,

Он ищет солнце, спрятанное в тучах. (Подсолнух)

В. Берестов

– Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка,

Был цветок и – нет цветка! (Одуванчик)

Н. Найденова

– Упоминается ли в загадках признак, по которому назван цветок? Что это за признак? Какое слово указывает на это?

V. Итог урока

Беседа

– Интересно ли вам было на уроке?

– Что нового узнали?

– Что бы еще хотели узнать?

Чтобы разгадать секреты названий, надо внимательно приглядываться к животным и растениям, наблюдать за ними, расспрашивать взрослых о повадках животных, о местах, где растут разные цветы и травы, об их внешнем виде. Вам в этом также помогут книги о природе И. С. Соколова-Микитова, М. М. Пришвина, В. В. Бианки, Г. А. Скребицкого, Н. И. Сладкова и других писателей.

VI. Домашнее задание


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Мотивированное значение слова (в простых случаях: желток, подберезовик), его определение по образцу - Плани-конспекти уроків по російській мові


Мотивированное значение слова (в простых случаях: желток, подберезовик), его определение по образцу