I СЕМЕСТР
УРОК 22
Тема. Мы рисуем. Цвета и цветы. Отдельные грамматические формы (без использования терминов): прилагательные в именительном падеже единственного и множественного числа. Усвоение слов желтый, синий, зеленый
Цель: учить учащихся различать отдельные грамматические формы (без терминов): прилагательные в именительном падеже единственного и множественного числа; усвоить слова желтый, синий, зеленый; развивать образное мышление, эстетический вкус; воспитывать любовь к природе.
Оборудование: рисунки, ватман,
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Слушание “Сказки про краски” (читает учитель)
Если б все на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Кто решился бы отныне,
Приходя домой усталым,
На зеленой спать перине
Под зеленым одеялом?
И зеленою водою
На рассвете умываться,
И зеленым-презеленым
Полотенцем вытираться?
Любоваться, как над вами,
Зеленея, птицы реют,
Над зелеными
Ярко солнце зеленеет?
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным.
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным!
2. Описание “цветика-семицветика”
На доске – цветок с разноцветными лепестками – “цветик-семицветик”.
1) Красный
2) Синий
3) Желтый
4) Зеленый
5) Розовый
6) Голубой
7) Оранжевый
– Какого цвета лепестки у нашего “цветика-семицветика”? (Учащиеся называют цвета.)
3. Беседа о бережном отношении к природе
Учитель. Трудно ли быть цветком? Можем ли мы продлить его жизнь?
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
– Добрый человек не сделает больно цветку, который радуется жизни, тянется к солнцу. Как хорошо ему среди друзей расти на поляне! Его радует ветерок, его аромат вдыхают люди, бабочка и шмель переносят на лапках его пыльцу, пчелка собирает нектар!
Посмотрите, сколько у него друзей на поляне! (На доске на большом листе ватмана нарисованы различные полевые и садовые цветы разного цвета.)
– Назовите, как их зовут и какого они цвета. (Учащиеся перечисляют названия и цвета цветов.)
III. Работа по теме урока
1. Мы рисуем
Учитель. Скажите, а когда на земле появляются цветы, в какое время года? (Весной и летом)
– Сегодня мы нарисуем весеннюю картину. Но сначала поиграем в игру “Четвертый “лишний”.
Ландыш, тюльпан, солнце, мимоза.
– Какое слово “лишнее”? (Солнце)
– Поместим на нашу картину Солнце. Какого оно цвета? (Желтого)
– А что это за барашек по небу плывет? (Облако)
– Какого оно цвета? (Белого)
– Под нашим небом течет река? Какая она? (Быстрая) Какого цвета мы нарисуем воду в реке? (Синего)
– По берегам раскинулись поля. Они. (зеленые).
– На них растут маки. Какие? (Красные)
– Какая замечательная, разноцветная картина у нас получилась! Молодцы!
2. Физкультминутка (по выбору учителя)
3. Работа со словами в прямом и переносном значении
Учитель. Посмотрите на картинку. Что это? Желтое озеро? (На картинке – поле с созревшими колосьями ржи.)
Учитель читает четверостишие.
Ветерок, спросил, пролетая:
– Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
– Золотые руки растят!
– Как вы понимаете выражения золотая рожь, золотые руки, золотое сердце, золотой человек, золотая осень, золотые слова, золотое кольцо? В каком значении употреблено в них слово золотой?
IV. Итог урока
– Что нового и интересного вы узнали на уроке?
– В каком значении может употребляться слово золотой?
– Расскажите об это дома.