ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОБРАЩЕНИЕ. ВВОДНЫЕ СЛОВА (СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
УРОК № 37
Тема. Однородные члены предложения со смешанной связью
Цель: сформировать практические умения и навыки работы с текстом, в составе которого есть предложения с однородными членами; в процессе выполнения практической работы развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать настойчивость в достижении цели.
Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал.
ХОД УРОКА
Воля
Платон
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа и работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка 1
Дополнить предложения однородными определениями и записать их, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
1) В Украине быстро развивается автомобильный… транспорт.
2) Для мощных… лайнеров (н..)страшна (н..)какая погода.
3) Современные реактивные самолеты являются удобным… средством
Выполнить морфологический разбор выделенного слова.
Карточка 2
Дополнить предложения неоднородными определениями и записать их.
1) Построена… телефонная станция.
2) … кирпичное здание выходит на городскую магистраль.
3) Телефонная станция имеет прямую связь, с… населенными пунктами.
Выполнить морфологический разбор выделенного слова.
2. Проверка домашнего задания.
(Учитель выборочно проверяет тетради учащихся.)
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с текстом.
– Прочитайте текст.
– Переведите его на русский язык, перескажите.
– Определите тип речи.
– Подберите к тексту заголовок, который бы озвучил его тему.
– Подумайте, как бы поступили вы, попав в такую ситуацию. Поделитесь своими мыслями.
– На русском языке запишите предложения из текста, содержащие однородные члены, объясните постановку знаков препинания. Начертите схемы этих предложений.
Маяк то засвічувався, то гас, наче дражнився й закликав своїм білим вогнем. Так, принаймні, здавалося одному самотньому плавцеві в морі, що жадібно стежив за тими вогнями. Великі, й безжальні, й холодні хвилі підносили плавця на гребінь. Коли цей момент збігався зі спалахом маяка, плавець відчував прилив сили і бадьоріше посувався вперед. Часом плавець потрапляв у провалля між хвилями або вода заливала йому очі, і він кілька хвилин не бачив маяка. Тоді слабшали помахи рук, приходила кволість і безпорадність. Десь за островом, над суходолом, блискавки перетинали небосхил, але звуки грому вже не долітали сюди.
(За М. Трублаїні)
2. Составление диалогов.
(Работа осуществляется в парах.)
– На основе текста составьте диалоги. Используйте однородные члены предложения.
Начальный и средний уровни
1) Двое людей, которые во время бури находились на маяке, делятся своими впечатлениями.
2) Пловец рассказывает товарищу о своем приключении на море.
Достаточный и высокий уровни
– Ветер и море ведут беседу о судьбе пловца.
3. Прослушивание диалогов, их обсуждение.
4. Интерактивное упражнение “Рефлексия”.
– С какой целью вы выполняли это упражнение?
– Какие чувства испытывали, когда думали о судьбе пловца?
– Как вы думаете, какие качества могут помочь человеку в экстремальной ситуации? Обладаете ли вы такими качествами? Что может помочь их выработать?
5. Работа с учебником.
(Учитель предлагает ученикам выполнить упражнения из учебника.)
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Оценивание учебных достижений учащихся.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Повторить теоретический материал.
2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).