УРОК № 43
Тема. Окончания имен прилагательных. Развитие Речи. Культура речи. “Как мы выглядим?”
Цель: дать представление о склонении прилагательных, обучать умению определять падеж прилагательного по вопросам; работать над развитием и культурой речи.
Оборудование: учебник, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1. Беседа.
– Что обозначают имена прилагательные?
– На какие вопросы отвечают?
– Как изменяются имена прилагательные?
–
2. Проверка письменного задания.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Выборочное списывание.
(Текст на карточках – на каждой парте.)
– Выпишите выделенные прилагательные вместе с существительными.
Определите род, число, падеж прилагательных.
Образец: русским народом – м. р., ед. ч., Т. п.
Сколько песен сложено русским народом про снежную порошу да про метелицу! Сколько стихов посвящено красавице в белом сарафане из серебряной парчи! Русской зимы нельзя не любить! Кто не видел ее, тот не может судить о русской народной
(Н. Рыленков)
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Склонение прилагательных.
– Просклоняйте прилагательные новый и синий с существительным плащ и прилагательные новий, синш в украинском языке. Выделите падежные окончания прилагательных. Сравните окончания прилагательных в русском и украинском языках.
2. Самостоятельная работа.
1) Просклоняйте прилагательные новое и синее с существительным платье и прилагательные новое, синее в украинском языке. Выделите падежные окончания. Сравните падежные окончания прилагательных в русском и украинском языках.
2) Просклоняйте прилагательное новая и синяя с существительным куртка и прилагательные новая, синяя в украинском языке. Выделите падежные окончания. Сравните падежные окончания прилагательных в русском и украинском языках.
3. Выборочный диктант.
– Выпишите выделенные имена существительные и прилагательные, которые к ним относятся. В скобках поставьте вопросы. Обозначьте род, число, падеж.
Образец: поляна (какая?) лесная – ж. р., ед. ч., И. п. Зима. Лесная поляна покрыта белым пушистым снегом. Возле куста из-под снега торчит старый трухлявый пень. Под корой запрятались от холода мелкие букашки. Все собрались в старый пень. Каждый занял в нем крохотную спаленку да и заснул на всю долгую зиму.
(Г. Скребицкий)
V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ
1. Слушание текста.
Упр. 435.
2. Чтение вслед за учителем опорных слов и словосочетаний.
Упр. 436.
3. Перевод слов с украинского языка на русский.
Упр. 437.
4. Выявление восприятия.
Упр. 438.
5. Беседа по прочитанному.
Работа с вопросами рубрики “Отвечайте”, с. 198.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал занятия 38.
2. Выполнить упр. 430, 433.