УРОК № 31
Тема. Омонимы. Развитие речи. Культура речи. “В цирке, театре, на концерте”
Цель: дать понятие о лексических омонимах, научить отличать омонимы от многозначных слов; совершенствовать умение употреблять омонимы в речи; ознакомить со словарем омонимов; работать над развитием речи.
Оборудование: словарь омонимов, толковый словарь.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Объяснение учителя.
Явление, когда слова, не имеющие ничего
Омонимы следует отличать от многозначных слов. Между разными значениями многозначного слова сохраняется некоторая общность. Значения омонимов совершенно различны. Например.
1) Многозначное слово
Заводить. 1. Доставлять куда-нибудь мимоходом, по пути. Заводить ребенка в детский сад. 2. Заводить не туда, куда следует. Заводить в болото. 3. Устраивать, организовывать. Заводить подсобное хозяйство. Заводить новые порядки.
2)
Завод1 – промышленное или крупное промысловое предприятие. Вагоностроительный завод.
Завод2 – приспособление для приведения в действие механизма. Завод часов.
2. Работа с толковым словарем.
В толковых словарях разные слова-омонимы нумеруются и описываются в отдельных словарных статьях. Например, в “Словаре русского языка” С. И. Ожегова читаем:
Некогда1, нареч., в знач. сказ. Нет свободного времени. Некогда гулять. Ему сегодня некогда.
Некогда2, нареч. В отдаленном прошлом, давно, когда-то. Некогда здесь было озеро.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
1. Творческий диктант.
– Запишите отгадки к загадкам. Объясните значение слов – отгадок.
Нас много в играх набирают, а иногда и на нос надевают. В воде он медленно плывет, в станке летает взад-вперед. На лугу – с хвостом, без хвоста – под мостом. Я от солнца, от огня, яркий луч несет меня, но бывает смысл иной: я огромный шар земной.
Отгадки: очки, челнок, быки, свет.
2. Практическое упражнение.
– Запишите предложения. Подчеркните прямой линией многозначные слова, волнистой – слова-омонимы.
Грянул гром. Раздался гром аплодисментов.
Звенел серебряный колокольчик. У певца серебряный голос.
Острая пила. Корова пила воду.
Железные прутья решетки. Железные мускулы.
Дневной жар спал. Мальчик крепко спал.
Часы идут верно. Дни идут за днями.
3. Составление предложений.
– Составьте по два предложения с каждым из данных слов. Подумайте и скажите, многозначное слово или омонимы вы включили в предложения?
Образец. Бабушка любила печь пироги. В избе была большая печь. (Это омонимы.)
Печь, класс, лук, рой, корпус.
V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ
1. Чтение текста учителем.
Учебник, с. 147.
2. Словарная работа.
Осуществляется на основе словарика, помещенного в рамке, с. 147.
3. Практическое упражнение.
1) Чтение теоретического материала “План текста”, с. 148.
2) Выполнение упр. 329.
4. Итоговое упражнение.
Упр. 330.
– Найдите в тексте упражнения слова-синонимы, выпишите их в тетрадь.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Игра “Вопросы-шутки”.
– Какую строчку никто не может прочесть?
– Всякую ли точку можно считать знаком препинания?
– Всякий ли лук на огороде растет?
– Всякая ли шашка – холодное оружие?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал занятий 28, 29.
2. Выполнить упр. 320, 323.