Цель: ознакомить учащихся со второстепенными членами предложения; формировать умения дополнять предложения второстепенными членами, составлять предложения по схемам, устанавливать связь слов в предложении; развивать логическое и образное мышление, речь; воспитывать любовь к природе.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ
I. Вводно-мотивационный этап.
1. Объявление темы, задач урока.
2. Мотивация.
На прошлом уроке мы ознакомились с главными членами предложения. Скажите, какими были бы предложения, если бы все они состояли только
II. Операционно-познавательный этап.
3. Речевая разминка: упр. 113. Чтение четверостишия. Беседа по его содержанию. Закрепление умений определять главные члены предложения, составлять к ним вопросы.
Выполнение дополнительного задания: заучивание четверостишия наизусть и запись его по памяти.
4. Работа с правилом (с. 51). Усвоение понятия второстепенные члены предложения.
5. Языковая задача: упр. 114.
6. Выполнение упр. 115, содержащего теоретический материал. Ознакомление
Языковая задача. Какие из второстепенных членов третьего предложения поясняют главные члены, а какие – другие второстепенные члены?
Работа с информацией рубрики “Для почемучек”.
Информацию в предложении передают все члены – и главные, и второстепенные (Из энциклопедии “Языкознание. Русский язык”).
7. Выполнение задания на выбор: упр. 116. Составление предложений с главными и второстепенными членами по заданным схемам.
8. Работа в группах. Прочитайте стихотворения. Спишите, подчеркните главные и второстепенные члены предложения.
СЫРОЕЖКИ
И в лесу, и на лужайках
Сыроежки в ярких майках
Всех спешат очаровать.
Не могли мы не сорвать.
ПОДОСИНОВИК
Под осинкой у ворот
Подосиновик растет.
И горит, горит огнем
Шапка красная на нем!
БОРОВИК
По дорожке шли
Боровик нашли.
Боровик боровой
В мох укрылся с головой.
А. Прокофьев
9. Прочитайте текст, написанный на доске. Как вы считаете, правильно ли ученик подчеркнул главные и второстепенные члены предложения? Выпишите эти предложения, исправляя допущенные при подчеркивании ошибки.
По Л. Тикуновой
Выпишите из текста словосочетания, которые соответствуют данным схемам.
Выполнение дополнительного задания: какие предложения I по цели высказывания содержатся в этом тексте?
III. Коррекционно-оценочный этап.
10. Обобщение и систематизация изученного: упр. 117.
11. Пояснение домашнего задания: упр. 118.
12. Самооценка и оценивание учителем учебных достижений учащихся.