ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОБРАЩЕНИЕ. ВВОДНЫЕ СЛОВА (СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
УРОК № 42
Тема. Предложения с обращениями. Обращения распространенные и нераспространенные. Знаки препинания в предложениях с обращениями
Цель: расширить и углубить знания учащихся об обращении, способах его выражения, особенностях употребления в речи; формировать умение находить в предложении обращение; вырабатывать пунктуационные навыки; развивать творческие способности учащихся, умение вводить
Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал.
ХОД УРОКА
Кто рожден с талантом и для таланта, тот обретает в нем свое лучшее существование.
И. Гете
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа и работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
2. Беседа.
– Что вам известно об обращении?
3. Практическая
– Прослушайте отрывки из произведений А. С. Пушкина. Назовите эти произведения. Выпишите из них обращения.
Для вас, души моей царицы,
Красавицы, для вас одних
Времен минувших небылицы,
В часы досугов золотых,
Под шепот старины болтливой,
Рукою верной я писал;
Примите ж вы мой труд игривый!
(Посвящение к поэме А. С. Пушкина “Руслан и Людмила”)
“Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”
И ей зеркальце в ответ:
“Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее”.
(“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”)
“Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей”.
(“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”)
“Здравствуй, красная девица,-
Говорит он,- будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха”.
(“Сказка о царе Салтане”)
Приплыла к нему рыбка и спросила:
“Чего тебе надобно, старче?”
Ей с поклоном старик отвечает:
“Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою…”
(“Сказка о рыбаке и рыбке”)
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с учебником (поиск информации).
Вопросы к учащимся
– Что такое обращение? Какие бывают обращения?
– Какова функция обращения в устной и письменной речи? С какой интонацией произносится обращение?
– Какой частью речи чаще всего выражается обращение?
– В какой форме чаще всего употребляется обращение? Сравните с украинским языком.
– Какие знаки препинания ставятся в предложениях с обращениями?
– Является ли обращение членом предложения? Почему?
2. Беседа.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Творческое наблюдение с элементами анализа.
– Запишите предложения, подчеркивая подлежащее одной чертой, сказуемое – двумя, а обращение вместе с относящимися к нему словами заключите в скобки.
Определите тип предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
1) Друзья мои, прекрасен наш союз.
2) Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?
3) Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса.
4) Подруга думы праздничной, чернильница моя, мой путь однообразный тобой украсил я.
5) Пылай, камин, в моей пустынной келье.
(Из произведений А. С. Пушкина)
2. Исследование-восстановление “Шкатулка мудрости”.
– Запишите пословицы, поговорки и афоризмы, вставляя в них подходящие по смыслу обращения.
Велика, …, Россия, а отступать нам некуда – позади Москва. Коси, …, пока роса, роса долой – и мы домой. Не пугай, …, весна придет. Ты, …, грозись, а мы друг за друга держись. Мели, …, твоя неделя. Толкуй, ., про ботвинью давешну. Как, ., ни дуйся, а выше пирога не будешь. Не смейся, …, ты не лучше бобов: размокнешь, надуешься – лопнешь. Ну, …, обратись в рыбу карася. Шалишь, …, не с той ноги плясать пошла. Терпи, ., атаманом будешь. Радуешься, ., что пирог с маком. Плачьте, … , сами видели, что покупали.
Справка: друзья, коса, зима, гроза, Емеля, Фетинья Савишна, пышка, горох, порося, кума, казак, Яков, очи.
– Объясните смысл записанных выражений.
– Проанализируйте написание слов казак, атаман, Россия, не будешь, плачьте в русском и украинском языках.
– Знаете ли вы историю происхождения первого высказывания? (Эти знаменитые слова, навсегда запечатленные в народной памяти, были сказаны политруком Клочковым-Диевым, одним из 28-ми героев – гвардейцев, проявивших мужество и стойкость в борьбе с численно превосходящими силами врага на подступах к Москве в ноябре 1941 года. Это изречение явилось выражением безграничной любви воинов к Москве, которая была столицей СССР.)
3. Работа с учебником.
(Учитель предлагает ученикам выполнить упражнение из учебника.)
4. Работа у доски.
– Запишите предложение, расставив знаки препинания. Сделайте его синтаксический разбор.
Как мало знал свободных вдохновений о родина печальный твой поэт.
(Н. Некрасов)
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
1. Оценивание учебных достижений учащихся.
2. Заключительная беседа.
– Что до этого урока вы знали об обращении?
– Что умели?
– Что нового узнали сегодня?
– Чему научились?
– Чему еще хотели бы научиться?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).
3. Выписать из художественных произведений предложения с распространенными и нераспространенными обращениями.