УРОК № 32
Тема. Предложения с однородными членами. Однородные члены предложения с союзной, бессоюзной и смешанной связью. Интонация в предложениях с однородными членами
Цель: углубить знания учащихся об однородных членах предложения, об их роли в речи; развивать у них навык постановки знаков препинания при однородных членах предложения; воспитывать у детей интерес к русскому языку.
Ожидаемые результаты: учащиеся распознают однородные члены предложения, опознают однородные члены в предложении, правильно интонируют предложение
Оборудование: учебник, дидактический материал.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
– Задание учащимся.
Вспомнив, что вы знаете об однородных членах предложения, ответьте на вопросы.
– Какие члены предложения могут быть однородными?
– Назовите признаки однородных членов предложения. (Отвечают на один и тот же вопрос, зависят от одного члена предложения, выполняют одинаковую синтаксическую функцию, произносятся с одинаковой интонацией, объединены сочинительной
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
– Задание учащимся.
Прочитав предложения, найдите в них однородные члены. объясните постановку знаков препинания.
Далекий гул возник в небе и медленно затих. (К. Паустовский) Дом был завален удочками, дробью, яблоками и сухими листьями. (К. Паустовский) В избе сильно пахло печной золой, сухой мятой, теплом старого бревенчатого дома. (К. Паустовский) Из окна каюты мы видели и голубое небо, и облака, и высокие сосны на далеком берегу.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
– Слово учителя.
Однородные члены предложения обычно выражаются словами одной и той же части речи в одинаковых грамматических формах. Например: (К. Паустовский) – однородные дополнения выражены существительными в Т. п.
Однако нередки случаи, когда однородные члены предложения выражаются разными формами одной и той же части речи или даже разными частями речи. Например: Однородные сказуемые выражены глаголом в разных формах – в форме прошедшего и в форме будущего времени. А в предложении (А. Пушкин) однородные определения выражены разными частями речи: синтаксически неделимым словосочетанием, прилагательными и существительными в предложном падеже.
По своему составу однородные члены предложения могут быть нераспространенными и распространенными. В предложении (Н. Некрасов) однородные сказуемые нераспространенны (не имеют при себе пояснительных слов). В предложении (К. Паустовский) однородные сказуемые распространены зависящими от них словами. А сфера применения однородных членов – преимущественно книжные стили. В разговорной речи они употребляются реже.
Интонация однородных членов предложения характеризуется однотипностью: все однородные члены произносятся одинаково. Обычно на каждый однородный член падает логическое ударение, тон голоса повышается, после каждого однородного члена делается пауза.
Однородные члены могут произноситься и с пониженной интонацией. (Когда они не имеют при себе зависимых слов. Такое заключительное понижение тона обязательно для повествовательных предложений.) Например:
Если в предложении имеются только два однородных члена, соединенных союзом и, то они обычно сливаются в одно целое и произносятся без паузы между ними. Однако это не распространяется на однородные сказуемые. Например:
– Работа с учебником.
(Учащиеся вспоминают сочинительные союзы, углубляют знания о постановке знаков препинания.)
Чтение теоретического материала.
[1] – с. 135-137.
[2] – с. 111, с. 117.
– Тренировочные упражнения.
1. Прочитайте предложения вслух, правильно интонируя их. Перепишите предложения, подчеркнув однородные члены, обозначив стрелками повышение и понижение тона, паузы – вертикальными линиями.
До сегодня еще мне снится наше поле, луга и лес. Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым. Воспою я тебя и гостя, нашу печь, петуха и кров. Сторона ль ты моя, сторона! Дождевое, осеннее олово.
(С. Есенин)
2. Выпишите из предложений однородные члены, укажите над ними части речи. Распространены они или нет?
Посетители выставки с интересом осмотрели национальные костюмы, вышивку, изделия из металла, стеклянные вазы, украшения из перламутра. На совещание люди пришли обменяться опытом, понять допущенные ошибки, наметить план дальнейшей работы. Человек шел быстро, размеренным шагом, не оглядываясь по сторонам.
3. Запишите предложения в исправленном виде.
Старший брат был высокий и красив. Я люблю бокс, хоккей и плавать в бассейне. Несколько человек пытались решить и задумались над задачей. Все мы радовались и гордились успехом нашей школьной команды. Оля забавлялась и смеялась вместе с ребенком.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
– Работа с учебником.
Выполнение упражнений.
[1] – 143 (письменно).
[2] – 278 (письменно).
– Тренировочные упражнения.
1. Спишите предложения. Подчеркните однородные члены, укажите, какими частями речи они выражены. Расставьте знаки препинания.
Был вечер теплый уже осе..ий без ветра. Сухо чисто стало от листьев в лесу. (В. Солоухин) Костер г..рел щедро дымно в полную силу. (Ю. Яковлев) От мороза у мальчика покраснели и лоб и нос и пухлые щ..ки. Он глубоко всей грудью вздохнул сырой пахнущий дождем и акац..ей воздух. (С. Бабаевский)
2. Распространите предложения однородными членами. Запишите их, расставляя знаки препинания.
Мальчик перелез через забор. Боря вышел из-за парты. Дети выросли. Собака выскочила из-за крыльца. Снег падал бесшумно.
3. Запишите предложения, распространив однородные члены предложения. Расставьте знаки препинания.
Иней покрыл ветки крыши и землю. Читатели расположились за длинными столами и углубились в книги журналы учебники. Поплавок качался дергался дрожал. Замок заржавел и испортился.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выполнить упражнения: [1] – 144 (письменно); [2] – 280 (письменно).
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
– Беседа с учащимися.
– Какие члены предложения называются однородными?
– Могут ли они быть распространенными?
– Что вы знаете об интонации предложений с однородными членами?