УРОК № 64
Тема. Предложения с однородными членами, соединенными союзами и без союзов. Интонация перечисления
Цель: дать учащимся понятие об однородных членах предложения; обучать умению правильно ставить знаки препинания при бессоюзном соединении однородных членов предложения, при одиночных союзах; воспитывать любовь к природе.
Ожидаемые результаты: учащиеся имеют представление об однородных членах предложения; различают осложненные однородными членами предложения; правильно ставят знаки препинания при бессоюзном
Оборудование: учебник, схема “Однородные члены предложения”.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
– Задание учащимся.
Спишите, подчеркните грамматическую основу. Найдите слова, отвечающие на один и тот же вопрос.
Синицы, сойки, снегири
Среди осин нашли приют,
Свои сонаты создают
Весь день – с зари и до зари.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
– Проверка домашнего задания.
– Объяснительный диктант.
Подчеркните
Все притихло в ожидании грозы и только изредка налетал ветер. Посыпались первые крупные капли дождя и рванул ветер. Блеснула молния грянул гром. Потемки сгустились деревья потеряли очертания.
(Д. Мамин-Сибиряк)
– Работа с учебником.
Прочитайте теоретический материал: [1] с. 284.
– Работа со схемой.
– Вопросы учащимся.
– Какие члены предложения могут быть однородными?
– Как найти в предложении однородные члены? Приведите примеры.
– Когда ставятся и когда не ставятся знаки препинания при однородных членах?
– Тренировочные упражнения.
1. Выпишите однородные члены вместе со словами, к которым они относятся. Составьте схемы данных сочетаний.
ЧТО ДАЕТ НАМ ЛЕС
В лесу растут сосна, ель, береза, осина, дуб. В лесу мы собираем землянику, ежевику, чернику. Под пнями и сухими листьями собираем грибы. Летом в лесу стучит дятел, трепещет сорока, поет дрозд. Живут в лесу зайцы и белки. Лес дает нам дерево для постройки домов и изготовления бумаги.
2. Дополните предложения однородными членами, поставьте знаки препинания, где необходимо.
В нашем саду растут яблони… . На лугу пестрят ромашки… . Сосна и… остаются зелеными круглый год. В зоопарке мы видели ярких попугаев и… .
3. Отгадайте загадки. Запишите предложения, подчеркните однородные члены.
Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо.) Весной веселит, летом прохлаждает, осенью питает, зимой согревает. (Лес.) Без языка живет, не ест, не пьет, а говорит и поет. (Радио.)
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
– Тренировочные упражнения.
1. Каждое из предложений продолжите дважды: 1) чтобы получилось сложное предложение с союзом и; 2) чтобы получилось простое предложение с однородными членами, соединенными союзом и.
Образец. Море глухо роптало.
Надвигались тяжелые облака. Налетел порывистый ветер.
2. Переведите с украинского языка на русский. Подчеркните однородные члены, объясните постановку знаков препинания. Составьте схемы предложений.
Їжак засопів, ворухнувся і боляче вколов долоню. З моря здіймалася чорна, важка, грізна хмара. Тумани танули в заростях, у променях сонця. Луки і поле зазеленіли. Дощ поглядає на ліси і поля.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал: [1] § 58.
2. Выполнить упражнение: [1] 618; [2] 417 (выписать ряды однородных членов, составить схемы).
VI. ИТОГ УРОКА
– Вопрос учащимся.
– Как распознать в предложении однородные члены?